Работа представляет собой описание нарушения селективности психических процессов у больного Вас. вследствие глубоко расположенной внутримозговой опухоли левой лобной доли. В сериях экспериментов автор изучает, как нарушение избирательности проявляется в сознании, мнестической деятельности, отдельных формах речевой деятельности, интеллектуальных процессах, при выполнении движений и действий. Наблюдения показали, что психические процессы больного остаются сохранными, лишь будучи однозначно определенными жесткой программой, и грубо нарушаются, как только они начинают требовать выбора из нескольких альтернатив.
Ключевые слова: активный выбор; апраксия; больной Вас.; дезориентация; избирательность психических процессов; избирательность речи; импульсивность; интеллект; контаминации; конфабуляции; критичность; левое полушарие; лобные отделы; мышление; нарушения активного выбора; нарушения движений; нарушения действий; нарушения избирательности речи; нарушения избирательности (селективности); нарушения интеллектуальных операций; нарушения мышления; нарушения называния; нарушения поведения; нарушения речи; нарушения сознания; нахождение аналогий; невербальные функции; номинация; опухоль; ориентация; ориентировка в пространстве, времени, личности; оценка своих и чужих ошибок; память; побочные ассоциации; повторение серии слов; процессы планирования и контроля; расторможенность; регулирующая функция; регуляция движений; регуляция избирательного поведения; регуляция поведения; селективность психических процессов
Тематика: функции; этиология; симптомы; синдром / нарушение; пациенты; структуры; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1964
Язык публикации: русский
Текст доклада предназначен для выступления на XVIII международном конгрессе в Москве (1966 год), к которому в МГУ имени М.В. Ломоносова был образован первый в СССР факультет психологии.
В докладе обсуждаются современные нейропсихологические данные о функциях лобных долей мозга, которые заявлены во введении к докладу - поддержание сложных программ поведения, возможность оттормаживания нерелевантных реакций, сопоставление результатов своей активности с заранее поставленной целью. Нарушение регулирующей функции речи при этом особо выделяется как один из ключевых симптомов повреждения лобных долей. После небольшого обзора развития регулирующей функции в детстве (от 2-2.5 до 7 лет) автор переходит к обсуждению психофизиологической подосновы лобного синдрома - нарушению способности восстанавливать вегетативные компоненты угасшего ориентировочного рефлекса под влиянием речевой инструкции и поддержания активных состояний мозговой коры и связанных с ними форм активного поведения. Обсуждаются различные степени нарушения регулирующей роли речи - от грубой потери возможности выполнять простые действия по инструкции (при возможности ее повторить) до усвоения программы, но ее потери при выполнении с соскальзыванием на стереотипные реакции. Показываются трудности усвоения конфликтных инструкций (где конфликт образуется между требуемой и непосредственно возникающей эхопраксичной реакцией на стимул, как в пробах на реакцию выбора). Обсуждается нарушение планирования алгоритма действия при решении интеллектуальных задач (на конструирование, арифметических) при лобных поражениях.
В конце доклада кратко освещаются основные причины разнообразия симптомов при лобных поражениях - обсуждаются варианты лобного синдрома при задне-лобной, базальной и медиальной локализации поражения, а также высокий резерв компенсации имеющихся дефицитов при благоприятном течении заболеваний.
Ключевые слова: III блок; активация; базальные отделы лобных долей; Бехтерев В.М.; Выготский Л.С.; задне-лобные отделы; избирательность психических процессов; импульсивность; левое полушарие; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; мышление; нарушения избирательности (селективности); нарушения мышления; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нейропсихология, общие вопросы; ориентировочный рефлекс; Прибрам К.; произвольная регуляция; процессы планирования и контроля; психофизиология; регулирующая функция речи; Тихомиров О.К.; Уолтер Г.; Хомская Е.Д.
Тематика: структуры; ключевые имена / персоналии; функции; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена анализу процесса решения арифметических задач при поражении лобных долей головного мозга.
Арифметическая задача рассматривается как структурированный интеллектуальный акт: она формулирует основной вопрос, затем субъект должен ориентироваться в условии, сформулировать общую схему решения, которая должна привести к нахождению программы действий; субъект ее реализует посредством совершения операций, а затем наконец должен сличить полученные результаты с изначальными условиями. Для успешного решения задачи требуется, с одной стороны, сохранность описанной выше интеллектуальной деятельности, а с другой - сохранность входящих в ее состав математических кодов. Локальные поражения головного мозга и вызванные ими дефициты позволяют продемонстрировать влияние обоих этих условий. Так, поражение теменно-затылочных регионов левого полушария приводит к нарушению симультанного синтеза и, соответственно, обработки математических кодов, в то время как поражение лобных долей оставляет математические коды сохранными, но нарушает ту последовательность действий, которая требуется для решения задачи.
Разница между этими двумя типами поражения демонстрируется посредством разбора случаев пациентов с локальными поражениями головного мозга.
Ключевые слова: базальные отделы лобных долей; больная Бор.; больной Б.; больной Бог.; больной Бор.; больной Бр.; больной Т.; больной Тар.; больной У.; затылочные отделы; интеллект; конвекситальные отделы лобных долей; левое полушарие; лобные отделы; лобный синдром; медиальные отделы лобных долей; мышление; нарушения мышления; нарушения решения задач; речь; решение задач; счет; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Подраздел более крупного текста по решению задач посвящен разбору нарушений решения арифметических задач при задне-лобной локализации поражения. Больные с данной локализацией отличаются инактивностью, связанной с дезавтоматизацей высших корковых функций, и патологической инертностью раз возникших стереотипов. Подробно разбираются результаты диагностики больного Бог. (52 года, почвовед) с опухолью (олигодендроглиомой) в парасагиттальных отделах левой задне-лобной области. Поведение больного сохраняло целенаправленность, избирательность, но в решении задач сильно проявлялись инактивность и инертность - при анализе вопроса задачи, его решении и осознаниипроделанных действий. Возможность преодоления раз возникших инертных стереотипов, особенно при введении внешней помощи, указывает, по мнению авторов, на то, что у больных данной группы страдает в первую очередь динамика интеллектуальных процессов при сохранности системы исходных намерений (программ деятельности).
Ключевые слова: инактивность; инертность; опухоль; больной Бог. (27715); задне-лобные отделы; лобные отделы; мышление; нарушения мышления; нейропсихологическая диагностика; решение задач
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: русский
Подраздел более крупного текста по решению задач посвящен разбору нарушений решения арифметических задач при лобно-базальной локализации поражения. Больные с данной локализацией отличаются нарушениями поведения по типу расторможенности, импульсивности, аффективных вспышек, нарушений контроля поведения при относительно сохранных интеллектуальных процессах, однако в мышлении у этих пациентов заметно страдает этап ориентировки, решение может носить фрагментарный или стереотипный характер. Подробно разбираются результаты диагностики больной Борониной (42 года, педагог) с внутримозговой опухолью (олигодендроглиомой) левой лобной области, уходящей в передний рог бокового желудочка до полюса левой лобной доли, а также затрагивающей височные отделы. Первое обследование выявляет у больной относительно негрубые нарушения ориентировки, соскальзывания на импульсивные или фрагментарные решения, которые можно компенсировать введением организующей помощи. Обследование через 8 месяцев после повторной госпитализации вследствие ухудшения состояния выявляет уже явления инактивности, патологической инертности (в сочетании с явлениями динамической афазии), выраженные проблемы удержания программы, однако даже их во многом удавалось компенсировать путем введения внешних опор.
Ключевые слова: базальные отделы лобных долей; нарушения мышления; нейропсихологическая диагностика; решение задач; боковые желудочки; больная Боронина (35070); височные отделы; динамическая афазия; желудочки мозга; импульсивность; инактивность; инертность; нарушения планирования и контроля; нарушения поведения; нарушения произвольной регуляции; опухоль; произвольная регуляция; процессы планирования и контроля; фрагментарность
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: русский
Совместная работа А.Р. Лурии и Л.С. Цветковой посвящена проблеме решения задач при поражении лобных отделов мозга. Вероятно, она представлена в архиве несколькими документами (см. ниже).
Данный фрагмент этой работы является вводным. В нем описаны основные этапы решения задачи (соответствующие строению любой целенаправленной человеческой деятельности) - ориентировка в условии на основе выделенной цели или вопроса, построение схемы / плана действия и его реализация в последовательности операций, носящих избирательный характер, сличение полученных результатов с исходными данными задачи.
Обсуждается специфика нарушения решения задач при поражении лобных отделов - если при поражениях задних отделов наблюдаются трудности выполнения отдельных операций (симультанных синтезов, запоминания материала, использования речи и т.п.), то при передних повреждениях нарушается целенаправленность и произвольная регуляция интеллектуальной деятельности. Целью данной работы, которая также формулируется в данном фрагменте изучение специфики нарушения решения задач при различных вариантах лобных поражений - задне-лобном, лобно-базальном и префронтальном (в отрывке есть краткий обзор нарушений, традиционно связыаемых с каждой из выделенных областей). Далее обосновывается метод решения арифметических задач как удачная модель исследования мышления и интеллектуального акта, протекающая по описанным выше этапам. Обсуждаются варианты задач - простые, требующие только уяснения условия, конфликтные (например, где порядок действий расходится с порядком предъявления данных в условии), составные (требующие реализации сложной последовательности действий), задачи, требующие составления систем уравнений, задачи с операциями, включающими в себя инвертированный (обратный) ход действия, и т.п. Авторы подробно останавливаются на важности детальной фиксации каждого этапа решения задачи испытуемыми - повторения условия, выделения вопроса, формирования ориентировочной основы действия, составления плана решения и его реализации, контроля своей работы с коррекцией ошибок. В конце обсуждается важность активного участия экспериментатора в работе испытуемого через введение помощи и даже целенаправленного обучения больного. В этом контексте кратко освещаются основные принципы программированного восстановительного обучения как метода восстановления мышления, позволяющего также исследовать его структуру. Возможно, помимо очевидной связи со своими обозначенными в данном тексте подразделами, работа связана также и с близкими по содержанию исследованиями нарушения задач при поражении лобных отделов.
Ключевые слова: базальные отделы лобных долей; восстановительное обучение; реабилитация; задне-лобные отделы; лобные отделы; лобный синдром; медиальные отделы лобных долей; мышление; нарушения мышления; нарушения решения задач; нейропсихологическая диагностика; префронтальные отделы коры; программированное обучение; решение задач
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: русский
Возможно, относится к 1966 г. Текст доклада предназначен для выступления на XVIII международном конгрессе в Москве (1966 год), к которому в МГУ имени М.В. Ломоносова был образован первый в СССР факультет психологии. В докладе обсуждаются современные нейропсихологические данные о функциях лобных долей мозга, которые заявлены во введении к докладу - поддержание сложных программ поведения, возможность оттормаживания нерелевантных реакций, сопоставление результатов своей активности с заранее поставленной целью. Нарушение регулирующей функции речи при этом особо выделяется как один из ключевых симптомов повреждения лобных долей.
После небольшого обзора развития регулирующей функции в детстве (от 2-2.5 до 7 лет) автор переходит к обсуждению психофизиологической подосновы лобного синдрома - нарушению способности восстанавливать вегетативные компоненты угасшего ориентировочного рефлекса под влиянием речевой инструкции и поддержания активных состояний мозговой коры и связанных с ними форм активного поведения. Обсуждаются различные степени нарушения регулирующей роли речи - от грубой потери возможности выполнять простые действия по инструкции (при возможности ее повторить) до усвоения программы, но ее потери при выполнении с соскальзыванием на стереотипные реакции. Показываются трудности усвоения конфликтных инструкций (где конфликт образуется между требуемой и непосредственно возникающей эхопраксичной реакцией на стимул, как в пробах на реакцию выбора). Обсуждается нарушение планирования алгоритма действия при решении интеллектуальных задач (на конструирование, арифметических) при лобных поражениях.
В конце доклада кратко освещаются основные причины разнообразия симптомов при лобных поражениях - обсуждаются варианты лобного синдрома при задне-лобной, базальной и медиальной локализации поражения, а также высокий резерв компенсации имеющихся дефицитов при благоприятном течении заболеваний.
Ключевые слова: III блок; активация; базальные отделы лобных долей; Бехтерев В.М.; Выготский Л.С.; задне-лобные отделы; избирательность психических процессов; импульсивность; левое полушарие; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; мышление; нарушения избирательности (селективности); нарушения мышления; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нейропсихология, общие вопросы; ориентировочный рефлекс; Прибрам К.; произвольная регуляция; процессы планирования и контроля; психофизиология; регулирующая функция речи; регуляторная функция речи; Тихомиров О.К.; Уолтер Г.; Хомская Е.Д.
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Часть архива А.Р. Лурии хранится не на факультете психологии МГУ, а в семье ученого.
В настоящее время хранителем семейной части архива является Е.Г. Радковская, которой А.Р. Лурия приходился двоюродным дедом. В архиве имеется в том числе монография "Теменная (семантическая) афазия". Она является вторым томом запланированного в 1930-х годах трехтомника; первый том – «Сенсорная афазия» - стал законченным исследованием, за которое А.Р. Лурия получил степень доктора медицины, тогда как третий том должен был осветить две моторные формы афазии. В монографии дан объемный обзор литературы. Он начинается с раздела, раскрывающего историю исследования семантической афазии. В нем автор критикует как ассоцианистский подход, описывающий семантическую афазию как простой разрыв связи слова и представления (Брока, Бродбент), так и авторов, пытавшихся описать нарушения мышления при семантической афазии (Мари, Пик, Гельб, Гольдштейн), поскольку мышление в их работах понималось идеалистически, в отрыве от чувственного опыта, действия и исторически возникшего строя языка. Из обзора работ А.Р. Лурия делает вывод, что для проведения детального анализа нарушения смысловой (в отличие от внешней, фазической) стороны речи при семантической афазии необходимо привлечь данные о строении и функционировании нижнетеменной области и об организации самой языковой системы. Именно этому и посвящены следующие два раздела монографии. В первом из них А.Р. Лурия с опорой на данные литературы показывает, как морфофизиологическое строение теменных долей способствует их роли в синтезах высшего уровня и формированию надмодальных представлений о пространстве. Во втором разделе автор анализирует, как сама структура языка в ходе развития человека двигалась от индикативной (указующей) роли слова к номинативной и переходила от синпрактической, внеязыковой передачи смысла (когда смысл можно понять только из контекста) к ситуации, когда язык своими сложными логико-грамматическими конструкциями может передать все сложные системы связей и отношений в мире. Далее идет раздел под названием «Метод исследования сохранности смысловой стороны речи». По мнению Лурии, в традиционном исследовании оценка понимания речи сводилась к предъявлению фраз, понимание которых часто требовало только сохранности понимания отдельных слов или для верного понимания которых можно было обратиться к текущему контексту. Соответственно, Лурия полагал, что в предлагаемых для оценки понимания речи фразах должны быть максимально разведены смысл (вне-языковые факторы, практический опыт, контекст) и значение (логико-грамматические соотношения). В таких фразах должен быть конфликт между их непосредственной предметной отнесенностью и подлинным значением. Среди дополнительных требований Лурии к методам диагностики семантической афазии - возможность выявлять степень нарушения понимания смысловой стороны речи. Лурия предлагает также оценивать способ выполнения задания: выполняется ли оно самостоятельно («с ходу» или с устным рассуждением) либо с помощью экспериментатора, а если не выполняется – есть ли возможность хотя бы безошибочно повторить задание. В центральной части книги задается план описания клинической картины семантической афазии. Предметом исследования должна стать смысловая сторона речи, центральным симптомом для описания – распад логико-грамматической структуры речи, единицей «патологического нарушения» - синтагма. Затем А.Р. Лурия предполагает описать нарушения категориального мышления, опирающиеся на смысловую организацию речи, в том числе подробно проанализировать вопрос о том, как при семантической афазии нарушается вся система научных понятий. Последним разделом автор планирует дать описание нарушений симультанного гнозиса и организации пространственного опыта, где много неречевых компонентов, но который составляет психофизиологическую подоснову для описываемых логико-грамматических операций. В фигнальной части работы А.Р. Лурия переходит к краткому описанию больных, которые составили его клиническую выборку. Он подчеркивает, что их было достаточное количество, что генез поражений был разнообразен (сосудистые, опухолевые, травматические, реже – мозговые энцефалиты). Поражение располагалось на границе теменных и височных областей. Приводятся примеры 8 конкретных больных: Тит., Смол., Авт., Марк., меньше – Бар., Сел.; также – Прос., Мих. Идет отсылка на ненаписанную часть В данной работы, где предполагается подробное описание случаев (для нее они даже заранее пронумерованы – случай II…). У пациентов описываются нарушения экспрессивной и импрессивной речи, оптико-пространственного восприятия. В конце АРЛ обобщает описываемое нарушение как распад системы смысловых процессов, уходящих корнями в сложные формы оптического гнозиса. Далее он снова подчеркивает необходимость квалификации симптомов из 4 ранее указанных сфер – «понимания смыслового строя языка, структуры мыслительных операций, системы научных понятий и тонкого строения гностических процессов».
На этом книга заканчивается.
Ключевые слова: афазия; Брока П.; височные отделы; восприятие; Гольдштейн К.; затылочные отделы; инфекционные поражения; история нейропсихологии; Мари П.; мышление; нарушения восприятия; нарушения мышления; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихология, методы; опухоль; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); речь; семантическая афазия; синтагма; сосудистые поражения; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-височные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; травма
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1940
Язык публикации: русский
Ключевые слова: больная Кар-на; импульсивность; импульсивность мышления; интеллект; левое полушарие; лобные отделы; мышление; нарушения интеллекта; нарушения мышления; опухоль; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-затылочные отделы
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: активность; Анохин П.К.; аффект; аффективные расстройства; базальные отделы; базальные отделы лобных долей; Бейн Э.С.; Бианки В.Л.; больная Зиль.; больная Ог.; больная Сапрык. (4318); больная Сапс.; больная Степ.; больная Юля Мур.; больной Гера Д.; больной Гиаш.; больной Ермол.; больной Жур.; больной Крыл.; больной Кур.; больной Лех.; больной Мер.; больной Сар.; больной Св-ий; больной См.; больной Смысл.; Больной Ток.; больной Фес.; Валлон А.; внимание; возрастная психология; воля; восприятие; Выготский Л.С.; движения; двустороннее поражение; действия; детская нейропсихология; Джекобсен; Зейгарник Б.В.; импульсивность; инфекционные поражения; Левин К.; левое полушарие; Лешли К.; личность; лобные отделы; мотив; мотивация; мышление; намерение; нарушения внимания; нарушения восприятия; нарушения действий; нарушения личности; нарушения мотивации; нарушения мышления; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения поведения; нарушения структуры деятельности; нейропсихология, общие вопросы; общая психология; общемозговая симптоматика; онтогенез; опухоль; память; Певзнер М.С.; переживание; персеверации; полюс лобной доли; правое полушарие; премоторная область; префронтальные отделы коры; травма; умственная отсталость/олигофрения; целенаправленное поведение; Шмарьян А.С.; эмоции
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1940
Язык публикации: русский
Ключевые слова: I блок; активация; больной Бит.; диэнцефальные структуры; избирательность психических процессов; контаминации; конфабуляции; корсаковский (амнестический) синдром; левое полушарие; лимбическая область; лобные отделы; медиальные отделы; мышление; нарушения избирательности (селективности); нарушения мышления; нарушения ориентировки в пространстве и времени; нарушения памяти; нарушения речи; нарушения сознания; нарушения счета; общемозговая симптоматика; опухоль; ориентировка в пространстве, времени, личности; память; персеверации; подкорковые отделы; праксис; речь; след памяти; сновидения; сознание; спутанность; счет
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1966
Язык публикации: русский
Ключевые слова: больной П.Б. (43216); восприятие; задне-лобные отделы; задне-лобный синдром; инертность; кинетические мелодии; контаминации; левое полушарие; лобные отделы; мышление; нарушения движений; нарушения мышления; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения речи; нарушения серийной организации движений и действий; нарушения счета; общемозговая симптоматика; опухоль; память; персеверации; подкорковые отделы; праксис; премоторная область; префронтальные отделы коры; процессы планирования и контроля; речь; серийная организация движений и действий; счет
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1966
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аграмматизм; ассоциативный эксперимент; больной Г.; внутренняя речь; восстановительное обучение; реабилитация; деменция; дефект речевого мышления; задне-лобные отделы; задние отделы; интеллект; конструктивная деятельность; левое полушарие; лобные отделы; мышление; нарушения ассоциативного мышления; нарушения интеллекта; нарушения конструктивной деятельности; нарушения мышления; нарушения памяти; нарушения письма; нарушения предикативной функции речи; нарушения речи; память; передние отделы; письмо; предикативная функция речи; премоторная область; речевое мышление; речь; решение задач; травма; третичные зоны коры
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1949
Язык публикации: русский
Ключевые слова: больная Иванова (64274); аспонтанность; больной Фокин (64436); инактивность; височные отделы; инертность; левое полушарие; лобно-височные отделы; лобные отделы; нарушения движений; нарушения мышления; нарушения нейродинамики; нарушения серийной организации движений и действий; нарушения серийной организации речи; нейродинамика; нейропсихология, методы; опухоль; праксис; персеверации; речь; серийная организация движений и действий; транскортикальная моторная афазия; эфферентная моторная афазия; эхопраксия
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аспонтанность; больная Иванова (64274); больной Фокин (64436); височные отделы; инактивность; инертность; лобные отделы; лобно-височные отделы; нарушения движений; нарушения мышления; нарушения нейродинамики; нарушения серийной организации движений и действий; нарушения серийной организации речи; нейродинамика; нейропсихология, методы; опухоль; персеверации; праксис; речь; серийная организация движений и действий; эфферентная моторная афазия; транскортикальная моторная афазия; эхопраксия
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аспонтанность; больная Иванова (64274); больной Фокин (64436); височные отделы; инертность; инактивность; левое полушарие; лобно-височные отделы; лобные отделы; нарушения движений; нарушения мышления; нарушения нейродинамики; нарушения серийной организации движений и действий; нарушения серийной организации речи; нейродинамика; нейропсихология, методы; опухоль; персеверации; праксис; речь; транскортикальная моторная афазия; серийная организация движений и действий; эфферентная моторная афазия; эхопраксия
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аспонтанность; больная Иванова (64274); больной Фокин (64436); височные отделы; инактивность; инертность; левое полушарие; лобно-височные отделы; лобные отделы; нарушения движений; нарушения мышления; нарушения нейродинамики; нарушения серийной организации движений и действий; нарушения серийной организации речи; нейродинамика; нейропсихология, методы; опухоль; персеверации; праксис; речь; серийная организация движений и действий; транскортикальная моторная афазия; эфферентная моторная афазия; эхопраксия
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Ключевые слова: активное мышление; амнестическая афазия; апраксия; апраксия речи; афазия; афферентная моторная афазия; больной Вас.; больной Звор.; больной лейтенант Черн.; больной майор Пр-в.; больной майор Сух.; больной полковник Вин.; больной Хол.; больной Черн.; восприятие; движения; диашиз; динамический праксис; контузия; моторная афазия; мышление; нарушения активного мышления; нарушения движений; нарушения мышления; нарушения письма; нарушения речи; нарушения фонематического слуха; нарушения чтения; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; письмо; праксис; праксис позы; предметно-символический праксис; предметный гнозис; премоторная область; пространственный гнозис; пространственный праксис; реактивная постконтузионная глухонемота; речь; сенсорная афазия; симультанное восприятие; травма; фонематический слух; чтение
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1945
Язык публикации: русский
Возможно, относится к 1966 г. Текст доклада предназначен для выступления на XVIII международном конгрессе в Москве (1966 год), к которому в МГУ имени М.В. Ломоносова был образован первый в СССР факультет психологии. В докладе обсуждаются современные нейропсихологические данные о функциях лобных долей мозга, которые заявлены во введении к докладу - поддержание сложных программ поведения, возможность оттормаживания нерелевантных реакций, сопоставление результатов своей активности с заранее поставленной целью. Нарушение регулирующей функции речи при этом особо выделяется как один из ключевых симптомов повреждения лобных долей. После небольшого обзора развития регулирующей функции в детстве (от 2-2.5 до 7 лет) автор переходит к обсуждению психофизиологической подосновы лобного синдрома - нарушению способности восстанавливать вегетативные компоненты угасшего ориентировочного рефлекса под влиянием речевой инструкции и поддержания активных состояний мозговой коры и связанных с ними форм активного поведения. Обсуждаются различные степени нарушения регулирующей роли речи - от грубой потери возможности выполнять простые действия по инструкции (при возможности ее повторить) до усвоения программы, но ее потери при выполнении с соскальзыванием на стереотипные реакции. Показываются трудности усвоения конфликтных инструкций (где конфликт образуется между требуемой и непосредственно возникающей эхопраксичной реакцией на стимул, как в пробах на реакцию выбора). Обсуждается нарушение планирования алгоритма действия при решении интеллектуальных задач (на конструирование, арифметических) при лобных поражениях.
В конце доклада кратко освещаются основные причины разнообразия симптомов при лобных поражениях - обсуждаются варианты лобного синдрома при задне-лобной, базальной и медиальной локализации поражения, а также высокий резерв компенсации имеющихся дефицитов при благоприятном течении заболеваний.
Ключевые слова: III блок; активация; базальные отделы лобных долей; Бехтерев В.М.; Выготский Л.С.; задне-лобные отделы; избирательность психических процессов; импульсивность; левое полушарие; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; мышление; нарушения избирательности (селективности); нарушения мышления; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нейропсихология, общие вопросы; ориентировочный рефлекс; Прибрам К.; произвольная регуляция; процессы планирования и контроля; психофизиология; регулирующая функция речи; регуляторная функция речи; Тихомиров О.К.; Уолтер Г.; Хомская Е.Д.
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Язык публикации: английский