Ключевые слова: история нейропсихологии; лимбическая область; лобные отделы; медицина; медицинская психология; нарушения памяти; нарушения письма; неврология; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; письмо; психиатрия; психология, общие вопросы; психофизиология; ретикулярная формация; факторный анализ
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; симптомы; функции; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
Ключевые слова: история нейропсихологии; лимбическая область; медицина; лобные отделы; медицинская психология; нарушения памяти; нарушения письма; неврология; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; психиатрия; письмо; психофизиология; психология, общие вопросы; ретикулярная формация; факторный анализ
Тематика: ключевые имена / персоналии; другое; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
Теория афазии стоит на пересечении трех наук: неврологии, психологии и психофизиологии, и лингвистики. Вкладу лингвистики в теорию афазий, в частности, значению работ Р.Якобсона, и посвящен текст. Лурия выделяет две стороны речи: гностическую (это фонетическая, лексико-морфологическая и семантическая системы языка, с их сложными внутренними противопоставлениями и иерархиями) и динамическую, развертывающуюся во времени речь.
Эти две различные стороны процесса коммуникации - язык и речь - обеспечиваются разными мозговыми механизмами. Подобную аналогию проводил в своих работах Якобсон, говоря о двух типах нарушений при афазиях. Первый тип обозначен как нарушение возможности оперировать системами иерархических "парадигматических" отношений; второй - как нарушение возможности формировать плавное речевое высказывание, или нарушение "синтагматической" организации речевого процесса. Это противопоставление, по мнению Лурии, имеет под собой нейропсихологическое обоснование: так, задние зоны коры, соответствующие второму функциональному блоку, являются гностическими зонами, а передние, соответствующие третьему функциональному блоку - динамическими; владение иерархическими кодами языка является гностическим процессом, развертывание речи в плавное высказваание - динамическим. Сенсорную, семантическую и амнестическую афазии ("плавные" афазии) можно отнести к нарушениям гностических процессов, или парадигматической организации языка. Эфферентная моторная афазия, в свою очередь, является нарушением динамического, или синтагматического его аспекта.
Текст, вероятно, является вступлением к книге.
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; амнестическая афазия; афазия; афазия Брока; гностические зоны коры; динамические зоны коры; история психолингвистики; лингвистика; неврология; парадигматика; плавная афазия; психология, общие вопросы; психофизиология; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; синтагматика; Якобсон Р.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; амнестическая афазия; афазия; афазия Брока; гностические зоны коры; динамические зоны коры; история психолингвистики; лингвистика; неврология; парадигматика; плавная афазия; психология, общие вопросы; психофизиология; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; синтагматика; Якобсон Р.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский