В статье описаны нарушения слухо-речевой памяти при поражении височно-теменных отделов левого полушария. В серии экспериментальных исследований с двумя пациентами с акустико-мнестической афазией было выявлено два различных механизма нарушения, обусловленных патологическим торможением новых связей и выравниванием возбуждения новых и старых связей.
Ключевые слова: акустико-мнестическая афазия; афазия; больной Бл. (37637); больной К. (37690); височные отделы; диагностика; левое полушарие; память; след памяти; теменно-височные отделы; условный рефлекс; экспериментально-психологические исследования
Тематика: симптомы; пациенты; структуры; виды работы психолога; функции; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
В этой работе отразились результаты исследований А.Р. Лурии и его коллег под руководством Л.С. Выготского в Средней Азии. Целью работы было изучение социально-исторического формирования всех психологических процессов – восприятия, мышления, воображения, самосознания, их тесная зависимость от того общественно-исторического строя, в котором вырос тот или иной человек, в котором формировалась в ходе онтогенеза его психика.
Текст содержит 7 разделов: «Проблема», «Восприятие», «Абстракция и обобщение», «Умозаключение и вывод», «Рассуждение и решение задач», «Воображение», «Самоанализ и самосознание».
Работа начинается с постановки проблемы общественно-исторического формирования психики, которая выводится из анализа достижений современной времени проведения исследования мировой психологии («психология народов» В. Вундта, гештальт-психология, бихевиоризм, французская социологическая школа, кросс-культурные исследования). В этом контексте также обсуждается ряд лингвистических данных (гипотеза лингвистической относительности Сэпира-Урофа). Далее описываются результаты экспериментальных исследований, проведенных в экспедиции начала 1930-х годов в Средней Азии. При экспериментальном изучении восприятия анализируются такие процессы, как называние зрительных образов (фигур, цветов), их классификация, а также восприятие оптических иллюзий. Подробно описываются процессы мышления у коренных народов Средней Азии – решение ими задач на нахождение сходств, определение понятий, произведение умозаключений на материале силлогизмов.
К сожалению, текст не является полным и обрывается на с. 235 в конце раздела IV, хотя по оглавлению заключение начинается только на с. 329. Разделы V-VII (материалы по решению задач, воображению и самосознанию) в данном документе не представлены.
Ключевые слова: Бергсон А.; бихевиоризм; воображение; восприятие; Вундт В.; гештальт-психология; Выготский Л.С.; Дарвин Ч.; Дюркгейм Э.; история психологии; кросс-культурные исследования; культурно-исторический подход; Леви-Брюль Л.; Леви-Стросс К.; лингвистическая относительность; мышление; психология народов; психология, общие вопросы; самосознание; Спенсер Г.; Сэпир Э.; Уорф Б.; французская социологическая школа; Чемберлен Х.Ст.; экспериментально-психологические исследования
Тематика: методы, варианты, направления анализа; ключевые имена / персоналии; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); другое; функции; виды работы психолога
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1973
Язык публикации: русский
Данная статья написана с целью дать краткий обзор имеющихся к моменту ее написания достижений зарубежной и отечественной нейропсихологии. После краткого введения, где упоминается заметный прогресс в области наук о мозге со ссылкой на работы Грея Уолтера "Живой мозг" и Мэгуна "Бодрствующий мозг", обозначаются задачи нейропсихологии - 1) обеспечить более точную топическую диагностику нарушений мозговых механизмов не элементарных, а высших психических процессов с опорой на адекватные методы и знания об их психологическом строении и 2) в результате построения теории функциональной организации мозга дать научной психологии знания о мозговых основах психической деятельности.
Далее освещаются основные тенденции в изучении мозговых основ высших психических функций (ВПФ) - узкий локализационизм (на примере истории открытия сенсорной и мотортной афазий) и антилокализационизм, а также важные параллельные находки, такие, как идеи Х. Джексона об организации работы мозга не только по зонам, но и по уровням (произвольному и непроизвольному, например). Обозначаются основные вопросы, которые было необходимо решить для разрешения дилеммы между этими двумя подходами к локализации: пересмотр понятий "функция" (вместо ее - рассмотрение функциональной системы, выстроенной для достижения определенной цели) и "локализация" (понимание, что локализуется не функция, а ее компоненты, образующие систему).
Далее освещается теория трех функциональных блоков мозга с кратким описанием функций каждого из блоков и связанных с ними мозговых структур.
Далее на примере мозговых механизмов произвольных движений (праксиса) и мнестических процессов и их нарушений показывается, что в обеспечении каждого действия человека участвуют все блоки мозга, причем каждый вносит в этот процесс свой уникальный вклад.
Ключевые слова: I блок; III блок; II блок; агнозия; афазия; Брока П.; Вернике К.; восприятие; Гольдштейн К.; Джексон Х.; диагностика; история нейропсихологии; Клейст К.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения памяти; нарушения речи; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; праксис; речь; синдромный анализ; Уолтер Г.; функциональные системы
Тематика: симптомы; ключевые имена / персоналии; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Данная статья написана с целью дать краткий обзор имеющихся к моменту ее написания достижений зарубежной и отечественной нейропсихологии. После краткого введения, где упоминается заметный прогресс в области наук о мозге со ссылкой на работы Грея Уолтера "Живой мозг" и Мэгуна "Бодрствующий мозг", обозначаются задачи нейропсихологии - 1) обеспечить более точную топическую диагностику нарушений мозговых механизмов не элементарных, а высших психических процессов с опорой на адекватные методы и знания об их психологическом строении и 2) в результате построения теории функциональной организации мозга дать научной психологии знания о мозговых основах психической деятельности.
Далее освещаются основные тенденции в изучении мозговых основ высших психических функций (ВПФ) - узкий локализационизм (на примере истории открытия сенсорной и мотортной афазий) и антилокализационизм, а также важные параллельные находки, такие, как идеи Х. Джексона об организации работы мозга не только по зонам, но и по уровням (произвольному и непроизвольному, например). Обозначаются основные вопросы, которые было необходимо решить для разрешения дилеммы между этими двумя подходами к локализации: пересмотр понятий "функция" (вместо ее - рассмотрение функциональной системы, выстроенной для достижения определенной цели) и "локализация" (понимание, что локализуется не функция, а ее компоненты, образующие систему).
Далее освещается теория трех функциональных блоков мозга с кратким описанием функций каждого из блоков и связанных с ними мозговых структур. Далее на примере мозговых механизмов произвольных движений (праксиса) и мнестических процессов и их нарушений показывается, что в обеспечении каждого действия человека участвуют все блоки мозга, причем каждый вносит в этот процесс свой уникальный вклад.
Ключевые слова: I блок; III блок; II блок; агнозия; афазия; Брока П.; Вернике К.; восприятие; Гольдштейн К.; Джексон Х.; диагностика; история нейропсихологии; Клейст К.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения памяти; нарушения речи; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; праксис; речь; синдромный анализ; Уолтер Г.; функциональные системы
Тематика: симптомы; ключевые имена / персоналии; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Лекция посвящена онтогенезу и нейрональным основам сознательного действия. Опираясь на идеи Выготского, Лурия развивает идею произвольной регуляции деятельности как социально обоснованной и опосредованной речью. Первая половина лекции посвящена развитию это функции у ребенка; приводятся примеры из экспериментальных исследований с детьми. Во второй половине подробно обсуждается мозговая организация произвольной регуляции деятельности: эта функция обеспечивается третьим блоком (лобными долями) головного мозга, а их поражение ведет к специфическим нарушениям регуляции поведения. Обсуждается нейрофизиология процесса регуляции лобными долями, в частности, электрофизиологические опыты Е.Хомской, а также клинические случаи больных с поражениями лобных долей.
Ключевые слова: I блок; II блок; III блок; Выготский Л.С.; движения; действия; инактивность; инертность; лобные отделы; нарушения движений; нарушения действий; нарушения программирования действия; нарушения произвольной регуляции; онтогенез; экспериментально-психологические исследования; ЭЭГ
Тематика: ключевые имена / персоналии; виды работы психолога; другое; симптомы; структуры; функции
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
В статье описаны механизмы называния и основные типы его нарушения при афазии. С одной стороны, для называния нужно правильно идентифицировать объект и иметь сохранный акустический образ слова. С другой стороны, нужно сделать выбор между словом и связанными с ним (например, семантически или фонологически) альтернативами. Патологическое называние имеет различные механизмы в зависимости от локализации мозгового поражения. Так, при сенсорной афазии разрушается акустический образ и фонематическая организация слова. При поражении левых постцентральных (кинестетических) зон коры разрушается артикуляторная организация слова. При поражении третичных теменно-затылочных зон первичная фонематическая и артикуляторная организация слова сохранна, но возникают трудности с подбором правильного слова (амнестическая афазия). Согласно Лурии, в основе амнестической афазии лежат два механизма. С одной стороны, к нарушению может привести дефицит оптического гнозиса, который мешает полноценному распознаванию зрительных образов. С другой, может быть нарушен сам механизм извлечения слова из сети связанных с ним альтернатив.
Все описанные выше нарушения относятся к парадигматическим аспектам называния. Также Лурия описывает и нарушение другого, синтагматического типа, связанное с поражением передних речевых зон. Такое нарушение проявляется в связной речи и может отсутствовать при назывании изолированных объектов.
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; амнестическая афазия; афазия; височные отделы; внутренняя речь; восприятие; "закон силы"; затылочные отделы; зрительное восприятие; инертность; левое полушарие; называние; нарушения называния; Павлов И.П.; парадигматика; персеверации; сенсорная афазия; синтагматика; теменно-височные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы
Тематика: симптомы; синдром / нарушение; структуры; функции; другое; ключевые имена / персоналии; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: английский
Статья посвящена реализации в головном мозге двух принципов организации языка и речи: парадигматического и синтагматического принципа. Кору головного мозга можно условно разделить на два отдела: задние отделы (гностические зоны; отвечают за обработку и синтез информации) и передние отделы (динамические зоны; третичные зоны отвечают за удержание программ сознательного действия). Поражения задних отделов вызывают нарушения парадигматических систем языка. Так, височные поражения приводят к дезорганизации фонематической системы и синдрому акустической афазии; поражения постцентральных отделов нарушают селективную организацию артикуляционных процессов, что приводит к афферентно-моторной афазии; поражения третичных теменно-височно-затылочных зон нарушают организацию значений слов и логико-грамматических конструкций и приводят к семантической афазии. С другой стороны, при поражении передних отделов возникают нарушения синтагматической организации мозговых процессов, при которых беглая синтаксическая организация речи оказывается невозможной. При этом поражения задних отделов не ведут к нарушению синтагматической организации речи, а передние поражения - к парадигматическим нарушениям.
Ключевые слова: акустическая афазия; афферентная моторная афазия; височные отделы; динамическая афазия; задние отделы; "закон силы"; затылочные отделы; парадигматические отношения; передние отделы; постцентральная область; синтагматические отношения; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; Якобсон Р.
Тематика: синдром / нарушение; структуры; другое; ключевые имена / персоналии
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: английский
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; амнестическая афазия; афазия; височные отделы; внутренняя речь; восприятие; "закон силы"; затылочные отделы; зрительное восприятие; инертность; левое полушарие; называние; нарушения называния; Павлов И.П.; парадигматика; персеверации; сенсорная афазия; синтагматика; теменно-височные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы
Тематика: синдром / нарушение; симптомы; функции; структуры; методы, варианты, направления анализа; ключевые имена / персоналии; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: английский
В статье освещается вопрос о том, какие средства доступны говорящему для того, чтобы донести смысл или подтекст сообщения. Система кодов языка позволяет передать лишь объективные значения сообщения, в то время как в отношении передачи подтекста особый интерес представляет система внеязыковых средств коммуникации, таких как мимика, жесты, интонация. Механизмы декодирования внутреннего смысла текста обсуждаются в контексте актерской работы по анализу и воспроизведению своей роли.
Ключевые слова: внеязыковые средства; коммуникативная деятельность; мышление; нейролингвистика; психолингвистика; подтекст; просодия; речь; Станиславский К.С.
Тематика: ключевые имена / персоналии; другое; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
В статье освещается вопрос о том, какие средства доступны говорящему для того, чтобы донести смысл или подтекст сообщения. Система кодов языка позволяет передать лишь объективные значения сообщения, в то время как в отношении передачи подтекста особый интерес представляет система внеязыковых средств коммуникации, таких как мимика, жесты, интонация. Механизмы декодирования внутреннего смысла текста обсуждаются в контексте актерской работы по анализу и воспроизведению своей роли.
Ключевые слова: внеязыковые средства; коммуникативная деятельность; мышление; нейролингвистика; психолингвистика; подтекст; просодия; речь; Станиславский К.С.
Тематика: ключевые имена / персоналии; другое; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
В статье освещается вопрос о том, какие средства доступны говорящему для того, чтобы донести смысл или подтекст сообщения. Система кодов языка позволяет передать лишь объективные значения сообщения, в то время как в отношении передачи подтекста особый интерес представляет система внеязыковых средств коммуникации, таких как мимика, жесты, интонация. Механизмы декодирования внутреннего смысла текста обсуждаются в контексте актерской работы по анализу и воспроизведению своей роли.
Ключевые слова: внеязыковые средства; коммуникативная деятельность; мышление; нейролингвистика; психолингвистика; подтекст; просодия; речь; Станиславский К.С.
Тематика: ключевые имена / персоналии; другое; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
В статье освещается вопрос о том, какие средства доступны говорящему для того, чтобы донести смысл или подтекст сообщения. Система кодов языка позволяет передать лишь объективные значения сообщения, в то время как в отношении передачи подтекста особый интерес представляет система внеязыковых средств коммуникации, таких как мимика, жесты, интонация. Механизмы декодирования внутреннего смысла текста обсуждаются в контексте актерской работы по анализу и воспроизведению своей роли.
Ключевые слова: внеязыковые средства; коммуникативная деятельность; мышление; нейролингвистика; психолингвистика; подтекст; просодия; речь; Станиславский К.С.
Тематика: ключевые имена / персоналии; другое; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
По-видимому, рукопись является черновиком к статье "Factors and forms of aphasia", опубликованной в 1964 году. В черновике приводится описание различных форм афазии: эфферентной и афферентной моторной, сенсорной, семантической и динамической. А.Р. Лурия выделяет факторы, нарушения которых лежат в основе данных форм речевых расстройств.
Ключевые слова: афазия; афферентации; афферентная моторная афазия; вертикальная организация мозга; височные отделы; динамическая афазия; импрессивная речь; левое полушарие; лобные отделы; моторная афазия; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; персеверации; понимание логико-грамматических структур; премоторная область; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; симультанное восприятие; синдромный анализ; теменные отделы; факторный анализ; фонематический анализ; функциональные системы; экспрессивная речь; эфферентная моторная афазия
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; симптомы; синдром / нарушение; другое; структуры; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: английский
Ключевые слова: апраксия; больной Омельч.; восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; конструктивная апраксия; мозжечок; нарушения речи; периферические нервы; премоторная область; пространственная апраксия; речь; теменные отделы; травма; трудотерапия
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; виды работы психолога; функции; структуры; этиология; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: акустико-мнестическая афазия; афазия; больной Бл. (37637); больной К. (37690); височные отделы; диагностика; левое полушарие; память; след памяти; теменно-височные отделы; условный рефлекс; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; структуры; виды работы психолога; функции; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1966
Язык публикации: английский
Ключевые слова: акустико-мнестическая афазия; афазия; больной Бл. (37637); больной К. (37690); височные отделы; диагностика; левое полушарие; память; след памяти; теменно-височные отделы; условный рефлекс; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; структуры; виды работы психолога; функции; другое
Тип публикации: другое
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: русский
Ключевые слова: антилокализационизм; Выготский Л.С.; история нейропсихологии; локализационизм; онтогенез; произвольное действие; речь; сознание; сознательное действие
Тематика: методы, варианты, направления анализа; ключевые имена / персоналии; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); другое; функции
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1966
Год 2: 1967
Язык публикации: русский
В работе описан случай пациентки со специфическими речевыми нарушениями вследствие удаления аневризмы левого зрительного бугра. Возникшие симптомы не удовлетворяли определению ни одного из видов афазий. Несистематические нарушения понимания; ошибки называния и повторения по типу персевераций и побочных ассоциаций выявлялись на фоне потенциально сохранной, живой и выразительной речи. Это позволило сделать вывод о природе дефекта, который заключался в выраженной неустойчивости речевой деятельности и утере избирательности речевых процессов.
В машинописном варианте авторы Смирнов и Филатов зачеркнуты.
Ключевые слова: аневризма; больная Дементьева (63119); вертикальная организация мозга; диагностика; зрительный бугор; избирательность речи; квази-афазические нарушения; левое полушарие; нарушения избирательности речи; персеверации; побочные ассоциации; подкорковые отделы; таламус
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Теория афазии стоит на пересечении трех наук: неврологии, психологии и психофизиологии, и лингвистики. Вкладу лингвистики в теорию афазий, в частности, значению работ Р.Якобсона, и посвящен текст. Лурия выделяет две стороны речи: гностическую (это фонетическая, лексико-морфологическая и семантическая системы языка, с их сложными внутренними противопоставлениями и иерархиями) и динамическую, развертывающуюся во времени речь.
Эти две различные стороны процесса коммуникации - язык и речь - обеспечиваются разными мозговыми механизмами. Подобную аналогию проводил в своих работах Якобсон, говоря о двух типах нарушений при афазиях. Первый тип обозначен как нарушение возможности оперировать системами иерархических "парадигматических" отношений; второй - как нарушение возможности формировать плавное речевое высказывание, или нарушение "синтагматической" организации речевого процесса. Это противопоставление, по мнению Лурии, имеет под собой нейропсихологическое обоснование: так, задние зоны коры, соответствующие второму функциональному блоку, являются гностическими зонами, а передние, соответствующие третьему функциональному блоку - динамическими; владение иерархическими кодами языка является гностическим процессом, развертывание речи в плавное высказваание - динамическим. Сенсорную, семантическую и амнестическую афазии ("плавные" афазии) можно отнести к нарушениям гностических процессов, или парадигматической организации языка. Эфферентная моторная афазия, в свою очередь, является нарушением динамического, или синтагматического его аспекта.
Текст, вероятно, является вступлением к книге.
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; амнестическая афазия; афазия; афазия Брока; гностические зоны коры; динамические зоны коры; история психолингвистики; лингвистика; неврология; парадигматика; плавная афазия; психология, общие вопросы; психофизиология; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; синтагматика; Якобсон Р.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
Заметка посвящена проблеме нейрональной диссоциации языковой и музыкальной способностей человека.
Основным вопросом является возможность использовать сохранную музыкальную и просодическую способность для преодоления афазического дефицита. Вопрос рассмотрен на примере пациента Засецкого, многолетнего пациента Лурии и героя книги "Потерянный и возвращенный мир". Пациент с тяжелой семантической афазией испытывал значительные трудности с письмом. Тем не менее, сохранные ритмические и просодические способности позволили ему восполнить дефицит поиска слов и нахождения связей между ними за счет использования ритмической прозы. В заметке разобраны образцы такой прозы и ее лингвистические особенности.
Ключевые слова: аграфия; дисграфия; алексия; дислексия; амузия; апраксия; афазия; больной Засецкий Л.А. (3712); восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; кинетические мелодии; латерализация; левое полушарие; логико-грамматические конструкции; нарушения называния; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; правое полушарие; праксис; просодия; пространственная апраксия; пространственный праксис; ритмическая проза; семантическая афазия; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; чтение; письмо
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: английский
Статья представляет собой очерк о влиянии "Мышления и речи" Л.С.Выготского на мировую психологию, а также подчеркивает поинерскую роль этой работы в становлении психолингвистики как научной дисциплины.
Ключевые слова: внутренняя речь; Выготский Л.С.; история психологии; мышление; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихология, общие вопросы; онтогенез; психология, общие вопросы; речь; сознание
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
В этом очерке Лурия описывает историю развития представления о сенсорной афазии.
Прежде всего, он указывает, что открытие Вернике (как, кстати, и открытие Брока) не могло быть адекватно объяснено в рамках психологических теорий того времени. Так, теория "представлений", в рамках которых сенсорная афазия описывалась как нарушение "понятия слова", давала основание для двоякого понимания синдрома: либо как слухового дефекта речевых зон, либо как нарушения понятий. Только в 20 веке лингвистическое учение о фонеме позволило адекватно определить синдром как расстройство фонематического слуха. Далее, по аналогии с двумя типами зрительной агнозии Лиссауэра, Лурия определяет два типа сенсорной (акустико-гностической) афазии. При одной форме больной теряет способность различать фонемы; страдает повторение; в основе отчуждения смысла слова здесь лежит распад фонематического строя речи. При другой форме четкость фонематического слуха остается сохранной; оставаясь способным воспринять звуковую форму, больной не в состоянии узнать значение слова.
В заключение Лурия описывает третью форму височной афазии - акустико-мнестическую, при которой страдает объем слухо-речевой памяти.
Ключевые слова: агнозия; акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; афазия; белое вещество; Брока П.; Вернике К.; височные отделы; восприятие; зрительная агнозия; зрительное восприятие; история нейропсихологии; история психологии; левое полушарие; Лиссауэр; оптическая агнозия; предметная агнозия; речь; сенсорная афазия; теория представлений; Трубецкой Н.С.; фонематическая организация языка; фонематический слух; Якобсон Р.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
В этом очерке Лурия описывает историю развития представления о сенсорной афазии. Прежде всего, он указывает, что открытие Вернике (как, кстати, и открытие Брока) не могло быть адекватно объяснено в рамках психологических теорий того времени. Так, теория "представлений", в рамках которых сенсорная афазия описывалась как нарушение "понятия слова", давала основание для двоякого понимания синдрома: либо как слухового дефекта речевых зон, либо как нарушения понятий. Только в 20 веке лингвистическое учение о фонеме позволило адекватно определить синдром как расстройство фонематического слуха. Далее, по аналогии с двумя типами зрительной агнозии Лиссауэра, Лурия определяет два типа сенсорной (акустико-гностической) афазии. При одной форме больной теряет способность различать фонемы; страдает повторение; в основе отчуждения смысла слова здесь лежит распад фонематического строя речи. При другой форме четкость фонематического слуха остается сохранной; оставаясь способным воспринять звуковую форму, больной не в состоянии узнать значение слова.
В заключение Лурия описывает третью форму височной афазии - акустико-мнестическую, при которой страдает объем слухо-речевой памяти.
Ключевые слова: агнозия; акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; афазия; белое вещество; Брока П.; Вернике К.; височные отделы; восприятие; зрительная агнозия; зрительное восприятие; история нейропсихологии; история психологии; левое полушарие; Лиссауэр; оптическая агнозия; предметная агнозия; речь; сенсорная афазия; теория представлений; Трубецкой Н.С.; фонематическая организация языка; фонематический слух; Якобсон Р.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: немецкий
Разрозненные документы
Ключевые слова: разрозненные документы
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме.
В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Ключевые слова: III блок; I блок; Выготский Л.С.; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; психология, общие вопросы; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Язык публикации: русский
Статья посвящена особенностям лобного синдрома при опухолях левой лобной доли у левшей. Разобраны три случая пациентов с явным или стертым левшеством, у которых массивные опухоли левой лобной доли протекали практически без нарушений высших психических функций, в том числе без речевых нарушений. Случаи иллюстрируют явление латерализации функции лобных долей головного мозга.
Ключевые слова: аневризма; аспонтанность; аффективные расстройства; базальные отделы лобных долей; больная Шил. (38919); больной Ник. (31941, 33055); внимание; инактивность; инертность; латерализация; левое полушарие; левшество; лобные отделы; лобный синдром; медиальные отделы лобных долей; нарушения внимания; нарушения памяти; опухоль; память; персеверации
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1966
Язык публикации: русский
В статье разбирается случай пациентки с опухолью оперкулярной области левого полушария. Пациентка не проявляла выраженной нейропсихологической симптоматики, однако нейропсихологическое обследование позволило выявить явления лобно-височного синдрома. Повышенная импульсивность и подвижность слухо-речевых следов проявлялись в персеверациях и потере ориентировочно-исследовательской фазы действия при повторении серии слов, счете, и вербальном и невербальном решении задач. Выявленный набор симптомов предлагается использовать для диагностики слабо выраженных нарушений при поражении лобно-височных областей левого полушария.
Ключевые слова: височные отделы; гипертензионный синдром; импульсивность; инертность; левое полушарие; лобно-височный синдром; лобные отделы; нарушения нейродинамики; невербальные функции; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; оперкулярная область; опухоль; персеверации; повторение серии слов; решение задач; слухо-речевые следы; стертая нейропсихологическая симптоматика; счет
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1964
Язык публикации: русский
Часть архива А.Р. Лурии хранится не на факультете психологии МГУ, а в семье ученого.
В настоящее время хранителем семейной части архива является Е.Г. Радковская, которой А.Р. Лурия приходился двоюродным дедом. В архиве имеется в том числе монография "Теменная (семантическая) афазия". Она является вторым томом запланированного в 1930-х годах трехтомника; первый том – «Сенсорная афазия» - стал законченным исследованием, за которое А.Р. Лурия получил степень доктора медицины, тогда как третий том должен был осветить две моторные формы афазии. В монографии дан объемный обзор литературы. Он начинается с раздела, раскрывающего историю исследования семантической афазии. В нем автор критикует как ассоцианистский подход, описывающий семантическую афазию как простой разрыв связи слова и представления (Брока, Бродбент), так и авторов, пытавшихся описать нарушения мышления при семантической афазии (Мари, Пик, Гельб, Гольдштейн), поскольку мышление в их работах понималось идеалистически, в отрыве от чувственного опыта, действия и исторически возникшего строя языка. Из обзора работ А.Р. Лурия делает вывод, что для проведения детального анализа нарушения смысловой (в отличие от внешней, фазической) стороны речи при семантической афазии необходимо привлечь данные о строении и функционировании нижнетеменной области и об организации самой языковой системы. Именно этому и посвящены следующие два раздела монографии. В первом из них А.Р. Лурия с опорой на данные литературы показывает, как морфофизиологическое строение теменных долей способствует их роли в синтезах высшего уровня и формированию надмодальных представлений о пространстве. Во втором разделе автор анализирует, как сама структура языка в ходе развития человека двигалась от индикативной (указующей) роли слова к номинативной и переходила от синпрактической, внеязыковой передачи смысла (когда смысл можно понять только из контекста) к ситуации, когда язык своими сложными логико-грамматическими конструкциями может передать все сложные системы связей и отношений в мире. Далее идет раздел под названием «Метод исследования сохранности смысловой стороны речи». По мнению Лурии, в традиционном исследовании оценка понимания речи сводилась к предъявлению фраз, понимание которых часто требовало только сохранности понимания отдельных слов или для верного понимания которых можно было обратиться к текущему контексту. Соответственно, Лурия полагал, что в предлагаемых для оценки понимания речи фразах должны быть максимально разведены смысл (вне-языковые факторы, практический опыт, контекст) и значение (логико-грамматические соотношения). В таких фразах должен быть конфликт между их непосредственной предметной отнесенностью и подлинным значением. Среди дополнительных требований Лурии к методам диагностики семантической афазии - возможность выявлять степень нарушения понимания смысловой стороны речи. Лурия предлагает также оценивать способ выполнения задания: выполняется ли оно самостоятельно («с ходу» или с устным рассуждением) либо с помощью экспериментатора, а если не выполняется – есть ли возможность хотя бы безошибочно повторить задание. В центральной части книги задается план описания клинической картины семантической афазии. Предметом исследования должна стать смысловая сторона речи, центральным симптомом для описания – распад логико-грамматической структуры речи, единицей «патологического нарушения» - синтагма. Затем А.Р. Лурия предполагает описать нарушения категориального мышления, опирающиеся на смысловую организацию речи, в том числе подробно проанализировать вопрос о том, как при семантической афазии нарушается вся система научных понятий. Последним разделом автор планирует дать описание нарушений симультанного гнозиса и организации пространственного опыта, где много неречевых компонентов, но который составляет психофизиологическую подоснову для описываемых логико-грамматических операций. В фигнальной части работы А.Р. Лурия переходит к краткому описанию больных, которые составили его клиническую выборку. Он подчеркивает, что их было достаточное количество, что генез поражений был разнообразен (сосудистые, опухолевые, травматические, реже – мозговые энцефалиты). Поражение располагалось на границе теменных и височных областей. Приводятся примеры 8 конкретных больных: Тит., Смол., Авт., Марк., меньше – Бар., Сел.; также – Прос., Мих. Идет отсылка на ненаписанную часть В данной работы, где предполагается подробное описание случаев (для нее они даже заранее пронумерованы – случай II…). У пациентов описываются нарушения экспрессивной и импрессивной речи, оптико-пространственного восприятия. В конце АРЛ обобщает описываемое нарушение как распад системы смысловых процессов, уходящих корнями в сложные формы оптического гнозиса. Далее он снова подчеркивает необходимость квалификации симптомов из 4 ранее указанных сфер – «понимания смыслового строя языка, структуры мыслительных операций, системы научных понятий и тонкого строения гностических процессов».
На этом книга заканчивается.
Ключевые слова: афазия; Брока П.; височные отделы; восприятие; Гольдштейн К.; затылочные отделы; инфекционные поражения; история нейропсихологии; Мари П.; мышление; нарушения восприятия; нарушения мышления; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихология, методы; опухоль; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); речь; семантическая афазия; синтагма; сосудистые поражения; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-височные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; травма
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1940
Язык публикации: русский
Ключевые слова: абсцесс; агнозия; амнестическая афазия; больной Бейз.; больной Прос.; височные отделы; восприятие; интеллект; левое полушарие; лобные отделы; нарушения интеллекта; нарушения речи; операция; опухоль; пространственная агнозия; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); речь; скрытое левшество; теменные отделы
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: белое вещество; височно-затылочные отделы; височные отделы; левое полушарие; нарушения письма; нарушения фонематического слуха; нейропсихологическая диагностика; письмо; премоторная область; сенсорная афазия; скрытое левшество; травма; фонематический слух
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: близнецовый метод; близнецы Холм.; задержка речевого развития; игра; интеллект; конструктивная деятельность; онтогенез; речь; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: агнозия; аграфия; дисграфия; акустический гнозис; апраксия; афазия; афферентная моторная афазия; височная афазия; височные отделы; восприятие; затылочные отделы; зеркальность письма; зрительное восприятие; левое полушарие; лобные отделы; моторная идеограмма; нарушения письма; оптическая агнозия; оптическая аграфия; оптическое отчуждение графем; персеверации; письмо; правое полушарие; премоторная область; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); ретроцентральные отделы; сенсорная афазия; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: семантические системы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Ключевые слова: семантические системы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: память; семантические системы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: память; семантические системы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: онтогенез; семантические системы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: рукопись
Язык публикации: русский