В статье авторы описывают принципы восстановления мозговых функций после военных ранений.
Во-первых, высшие мозговые функции, такие как восприятие, праксис, речь и так далее, - это сложные функциональные системы, разные звенья которых локализованы в разных участках мозга. Во-вторых, природа органического поражения при военной травме неоднородна и может представлять собой как собственно органическое разрушение, так и временное динамическое угнетение мозгового участка (диашиз). Опираясь на эти общие принципы, авторы описывают конкретные задачи восстановительного обучения. Например, одной из первоочередных задач является отделение нарушений, возникающих вследствие диашиза, от дефектов вследствие органического поражения, и растормаживание временно угнетенных функций. Авторы делают краткий обзор нейрофизиологических механизмов диашиза и описывают несколько фармакологических методов, способствующих его разрешению. Отдельно рассматриваются явления отключения целых функциональных систем вследствие изменения установки личности, в частности, реактивная постконтузионная глухота. В таких случаях фармакологическое вмешательство будет бесполезным; в качестве успешного метода авторы рекомендуют так называемую "включающую" систему терапии (разработана Л.Б.Перельманом). В случае же органического поражения и выпадения определенных звеньев сложных функций успешной реабилитации можно достичь за счет функциональной перестройки системы. Здесь авторы выделяют два способа восстановления: за счет внешних вспомогательных схем и за счет внутрисистемной реинтеграции функции. Последнюю можно реализовывать несколькими методами (в частности, за счет смысловой организации восстанавливаемого звена); авторы разбирают различные примеры их применения (при нарушениях зрения, моторных систем, речи и т.д.).
Также отдельно рассмотрены разные типы нейродинамических нарушений (патологическая инертность, патологическая диффузность). Подобные методы, пишут авторы, применимы не только при поражениях головного мозга, но и при восстановлении функций травмированной периферической нервной системы.
Ключевые слова: амнезия; височные отделы; включающая терапия; восстановительное обучение; реабилитация; движения; диашиз; затылочные отделы; зрение; инертность; контузия; личность; нарушения движений; нарушения зрения; нарушения личности; нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нарушения речи; нарушения чтения; нейродинамика; память; патологическая диффузность; периферическая нервная система; периферические нарушения движений; постконтузионная реактивная глухонемота; постконтузионная реактивная глухота; премоторная область; психофизиология; речь; травма; фармакотерапия; функциональный диашиз; чтение
Тематика: симптомы; функции; структуры
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1945
Язык публикации: русский
Ключевые слова: апраксия; афазия; восстановительное обучение; реабилитация; нарушения речи; передние отделы; периферическая нервная система; периферические нарушения движений; периферические нервы; премоторная область; речь; травма; фармакотерапия
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: агнозия; апраксия; афазия; восприятие; восстановительное обучение; реабилитация; действия; затылочные отделы; коммоция (сотрясение); контузия; нарушения речи; парез; периферическая нервная система; праксис; реактивная немота; реактивный истерический парез; речь; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; трудотерапия; фармакотерапия
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; восстановительное обучение; реабилитация; движения; диашиз; левое полушарие; моторная афазия; нарушения движений; нарушения речи; правое полушарие; речь; семейное левшество; сенсорная афазия; скрытое левшество; травма; фармакотерапия
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1945
Язык публикации: русский
Ключевые слова: агнозия; аграфия; дисграфия; активное мышление; акустическая агнозия; акустический гнозис; алексия; дислексия; апраксия; атаксия; афазия; афферентная моторная апраксия; афферентная моторная афазия; базальные ганглии; больная Степ.; больной Гавр.; больной Гиашв.; больной Голуб.; больной Дерев.; больной Евдот.; больной Изот. (3656); больной Кож.; больной Кок. (2822); больной Кон.; больной Крыл.; больной Кул.; больной Кунт.; больной Мещ.; больной Моис.; больной Оз.; больной Пав-в; больной Пас.; больной Пинч.; больной Роб.; больной Рог.; больной Саб.; больной Самс.; больной См. Сок.; больной Тепл.; больной Тиш.; больной Цап.; больной Черн.; больной Шмыг.; вербальная алексия; височные отделы; восприятие; восстановительное обучение; реабилитация; движения; действия; диашиз; дистония; затылочные отделы; зона Вернике; зрение; инертность; интеллект; контузия; координация; левое полушарие; литеральная оптическая алексия; лобные отделы; мозжечок; мотивация; моторная афазия; мышление; нарушения активного мышления; нарушения движений; нарушения зрения; нарушения интеллекта; нарушения координации; нарушения нейродинамики; нарушения письма; нарушения речи; нарушения фонематического слуха; нарушения чтения; нейродинамика; оптическая агнозия; парез; патологическая диффузность; письмо; правое полушарие; праксис; пространственная агнозия; реактивная постконтузионная глухонемота; ретроцентральные отделы; речь; семейное левшество; сенсорная афазия; символическая апраксия; скрытое левшество; таламус; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; тонус; травма; фармакотерапия; фонематический слух; центральная слепота; чтение; эфферентная моторная апраксия; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1947
Язык публикации: русский