В этой работе отразились результаты исследований А.Р. Лурии и его коллег под руководством Л.С. Выготского в Средней Азии. Целью работы было изучение социально-исторического формирования всех психологических процессов – восприятия, мышления, воображения, самосознания, их тесная зависимость от того общественно-исторического строя, в котором вырос тот или иной человек, в котором формировалась в ходе онтогенеза его психика.
Текст содержит 7 разделов: «Проблема», «Восприятие», «Абстракция и обобщение», «Умозаключение и вывод», «Рассуждение и решение задач», «Воображение», «Самоанализ и самосознание».
Работа начинается с постановки проблемы общественно-исторического формирования психики, которая выводится из анализа достижений современной времени проведения исследования мировой психологии («психология народов» В. Вундта, гештальт-психология, бихевиоризм, французская социологическая школа, кросс-культурные исследования). В этом контексте также обсуждается ряд лингвистических данных (гипотеза лингвистической относительности Сэпира-Урофа). Далее описываются результаты экспериментальных исследований, проведенных в экспедиции начала 1930-х годов в Средней Азии. При экспериментальном изучении восприятия анализируются такие процессы, как называние зрительных образов (фигур, цветов), их классификация, а также восприятие оптических иллюзий. Подробно описываются процессы мышления у коренных народов Средней Азии – решение ими задач на нахождение сходств, определение понятий, произведение умозаключений на материале силлогизмов.
К сожалению, текст не является полным и обрывается на с. 235 в конце раздела IV, хотя по оглавлению заключение начинается только на с. 329. Разделы V-VII (материалы по решению задач, воображению и самосознанию) в данном документе не представлены.
Ключевые слова: Бергсон А.; бихевиоризм; воображение; восприятие; Вундт В.; гештальт-психология; Выготский Л.С.; Дарвин Ч.; Дюркгейм Э.; история психологии; кросс-культурные исследования; культурно-исторический подход; Леви-Брюль Л.; Леви-Стросс К.; лингвистическая относительность; мышление; психология народов; психология, общие вопросы; самосознание; Спенсер Г.; Сэпир Э.; Уорф Б.; французская социологическая школа; Чемберлен Х.Ст.; экспериментально-психологические исследования
Тематика: методы, варианты, направления анализа; ключевые имена / персоналии; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); другое; функции; виды работы психолога
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1973
Язык публикации: русский
Данная статья написана с целью дать краткий обзор имеющихся к моменту ее написания достижений зарубежной и отечественной нейропсихологии. После краткого введения, где упоминается заметный прогресс в области наук о мозге со ссылкой на работы Грея Уолтера "Живой мозг" и Мэгуна "Бодрствующий мозг", обозначаются задачи нейропсихологии - 1) обеспечить более точную топическую диагностику нарушений мозговых механизмов не элементарных, а высших психических процессов с опорой на адекватные методы и знания об их психологическом строении и 2) в результате построения теории функциональной организации мозга дать научной психологии знания о мозговых основах психической деятельности.
Далее освещаются основные тенденции в изучении мозговых основ высших психических функций (ВПФ) - узкий локализационизм (на примере истории открытия сенсорной и мотортной афазий) и антилокализационизм, а также важные параллельные находки, такие, как идеи Х. Джексона об организации работы мозга не только по зонам, но и по уровням (произвольному и непроизвольному, например). Обозначаются основные вопросы, которые было необходимо решить для разрешения дилеммы между этими двумя подходами к локализации: пересмотр понятий "функция" (вместо ее - рассмотрение функциональной системы, выстроенной для достижения определенной цели) и "локализация" (понимание, что локализуется не функция, а ее компоненты, образующие систему).
Далее освещается теория трех функциональных блоков мозга с кратким описанием функций каждого из блоков и связанных с ними мозговых структур.
Далее на примере мозговых механизмов произвольных движений (праксиса) и мнестических процессов и их нарушений показывается, что в обеспечении каждого действия человека участвуют все блоки мозга, причем каждый вносит в этот процесс свой уникальный вклад.
Ключевые слова: I блок; III блок; II блок; агнозия; афазия; Брока П.; Вернике К.; восприятие; Гольдштейн К.; Джексон Х.; диагностика; история нейропсихологии; Клейст К.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения памяти; нарушения речи; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; праксис; речь; синдромный анализ; Уолтер Г.; функциональные системы
Тематика: симптомы; ключевые имена / персоналии; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Данная статья написана с целью дать краткий обзор имеющихся к моменту ее написания достижений зарубежной и отечественной нейропсихологии. После краткого введения, где упоминается заметный прогресс в области наук о мозге со ссылкой на работы Грея Уолтера "Живой мозг" и Мэгуна "Бодрствующий мозг", обозначаются задачи нейропсихологии - 1) обеспечить более точную топическую диагностику нарушений мозговых механизмов не элементарных, а высших психических процессов с опорой на адекватные методы и знания об их психологическом строении и 2) в результате построения теории функциональной организации мозга дать научной психологии знания о мозговых основах психической деятельности.
Далее освещаются основные тенденции в изучении мозговых основ высших психических функций (ВПФ) - узкий локализационизм (на примере истории открытия сенсорной и мотортной афазий) и антилокализационизм, а также важные параллельные находки, такие, как идеи Х. Джексона об организации работы мозга не только по зонам, но и по уровням (произвольному и непроизвольному, например). Обозначаются основные вопросы, которые было необходимо решить для разрешения дилеммы между этими двумя подходами к локализации: пересмотр понятий "функция" (вместо ее - рассмотрение функциональной системы, выстроенной для достижения определенной цели) и "локализация" (понимание, что локализуется не функция, а ее компоненты, образующие систему).
Далее освещается теория трех функциональных блоков мозга с кратким описанием функций каждого из блоков и связанных с ними мозговых структур. Далее на примере мозговых механизмов произвольных движений (праксиса) и мнестических процессов и их нарушений показывается, что в обеспечении каждого действия человека участвуют все блоки мозга, причем каждый вносит в этот процесс свой уникальный вклад.
Ключевые слова: I блок; III блок; II блок; агнозия; афазия; Брока П.; Вернике К.; восприятие; Гольдштейн К.; Джексон Х.; диагностика; история нейропсихологии; Клейст К.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения памяти; нарушения речи; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; праксис; речь; синдромный анализ; Уолтер Г.; функциональные системы
Тематика: симптомы; ключевые имена / персоналии; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Лекция посвящена онтогенезу и нейрональным основам сознательного действия. Опираясь на идеи Выготского, Лурия развивает идею произвольной регуляции деятельности как социально обоснованной и опосредованной речью. Первая половина лекции посвящена развитию это функции у ребенка; приводятся примеры из экспериментальных исследований с детьми. Во второй половине подробно обсуждается мозговая организация произвольной регуляции деятельности: эта функция обеспечивается третьим блоком (лобными долями) головного мозга, а их поражение ведет к специфическим нарушениям регуляции поведения. Обсуждается нейрофизиология процесса регуляции лобными долями, в частности, электрофизиологические опыты Е.Хомской, а также клинические случаи больных с поражениями лобных долей.
Ключевые слова: I блок; II блок; III блок; Выготский Л.С.; движения; действия; инактивность; инертность; лобные отделы; нарушения движений; нарушения действий; нарушения программирования действия; нарушения произвольной регуляции; онтогенез; экспериментально-психологические исследования; ЭЭГ
Тематика: ключевые имена / персоналии; виды работы психолога; другое; симптомы; структуры; функции
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
В статье описаны механизмы называния и основные типы его нарушения при афазии. С одной стороны, для называния нужно правильно идентифицировать объект и иметь сохранный акустический образ слова. С другой стороны, нужно сделать выбор между словом и связанными с ним (например, семантически или фонологически) альтернативами. Патологическое называние имеет различные механизмы в зависимости от локализации мозгового поражения. Так, при сенсорной афазии разрушается акустический образ и фонематическая организация слова. При поражении левых постцентральных (кинестетических) зон коры разрушается артикуляторная организация слова. При поражении третичных теменно-затылочных зон первичная фонематическая и артикуляторная организация слова сохранна, но возникают трудности с подбором правильного слова (амнестическая афазия). Согласно Лурии, в основе амнестической афазии лежат два механизма. С одной стороны, к нарушению может привести дефицит оптического гнозиса, который мешает полноценному распознаванию зрительных образов. С другой, может быть нарушен сам механизм извлечения слова из сети связанных с ним альтернатив.
Все описанные выше нарушения относятся к парадигматическим аспектам называния. Также Лурия описывает и нарушение другого, синтагматического типа, связанное с поражением передних речевых зон. Такое нарушение проявляется в связной речи и может отсутствовать при назывании изолированных объектов.
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; амнестическая афазия; афазия; височные отделы; внутренняя речь; восприятие; "закон силы"; затылочные отделы; зрительное восприятие; инертность; левое полушарие; называние; нарушения называния; Павлов И.П.; парадигматика; персеверации; сенсорная афазия; синтагматика; теменно-височные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы
Тематика: симптомы; синдром / нарушение; структуры; функции; другое; ключевые имена / персоналии; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: английский
Статья посвящена реализации в головном мозге двух принципов организации языка и речи: парадигматического и синтагматического принципа. Кору головного мозга можно условно разделить на два отдела: задние отделы (гностические зоны; отвечают за обработку и синтез информации) и передние отделы (динамические зоны; третичные зоны отвечают за удержание программ сознательного действия). Поражения задних отделов вызывают нарушения парадигматических систем языка. Так, височные поражения приводят к дезорганизации фонематической системы и синдрому акустической афазии; поражения постцентральных отделов нарушают селективную организацию артикуляционных процессов, что приводит к афферентно-моторной афазии; поражения третичных теменно-височно-затылочных зон нарушают организацию значений слов и логико-грамматических конструкций и приводят к семантической афазии. С другой стороны, при поражении передних отделов возникают нарушения синтагматической организации мозговых процессов, при которых беглая синтаксическая организация речи оказывается невозможной. При этом поражения задних отделов не ведут к нарушению синтагматической организации речи, а передние поражения - к парадигматическим нарушениям.
Ключевые слова: акустическая афазия; афферентная моторная афазия; височные отделы; динамическая афазия; задние отделы; "закон силы"; затылочные отделы; парадигматические отношения; передние отделы; постцентральная область; синтагматические отношения; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; Якобсон Р.
Тематика: синдром / нарушение; структуры; другое; ключевые имена / персоналии
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: английский
Статья посвящена многообразию форм афазий, возникающих при поражении различных факторов, составляющих вместе сложнейшую функциональную систему речи. А.Р. Лурия кратко характеризует общие положения теории функциональных систем, а затем переходит к описанию различных форм афазии: эфферентной и афферентной моторной, сенсорной, семантической и динамической. А.Р. Лурия выделяет факторы, нарушения которых лежат в основе данных форм речевых расстройств.
Ключевые слова: афазия; афферентации; афферентная моторная афазия; вертикальная организация мозга; височные отделы; динамическая афазия; импрессивная речь; левое полушарие; лобные отделы; моторная афазия; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; персеверации; понимание логико-грамматических структур; премоторная область; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; симультанное восприятие; синдромный анализ; теменные отделы; Трубецкой Н.С.; факторный анализ; фонематический анализ; функциональные системы; экспрессивная речь; эфферентная моторная афазия; Якобсон Р.
Тематика: структуры; функции; синдром / нарушение; пациенты; ключевые имена / персоналии; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; амнестическая афазия; афазия; височные отделы; внутренняя речь; восприятие; "закон силы"; затылочные отделы; зрительное восприятие; инертность; левое полушарие; называние; нарушения называния; Павлов И.П.; парадигматика; персеверации; сенсорная афазия; синтагматика; теменно-височные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы
Тематика: синдром / нарушение; симптомы; функции; структуры; методы, варианты, направления анализа; ключевые имена / персоналии; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: английский
В статье охарактеризованы три этапа исследования афазии. Классический подход (19 в.) рассматривает афазию как результат повреждения определенных речевых центров, расположенных в левом полушарии. Для нейропсихологического подхода (середина 20-го в.) характерен факторный анализ симптомов и объяснение механизмов, которые стоят за базовыми формами афазий. Нейродинамический подход (время написания статьи) объясняет симптомы афазии общими дефицитами нейродинамики, такими как нарушение избирательности психических процессов и патологическая инертность.
В документе содержатся пометы, частично внесенные в машинописный текст "Aphasia Reconsidered".
Ключевые слова: афазия; афферентная моторная афазия; Брока П.; Вернике К.; инертность; история нейропсихологии; нарушения избирательности (селективности); нейропсихология, методы; психология, общие вопросы; Павлов И.П.; персеверации; проводниковая афазия; речь; селективность психических процессов; семантическая афазия; сенсорная афазия; транскортикальная афазия; транскортикальная моторная афазия; факторный анализ; эфферентная моторная афазия
Тематика: функции; структуры; симптомы; синдром / нарушение; пациенты; ключевые имена / персоналии
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
В статье освещается вопрос о том, какие средства доступны говорящему для того, чтобы донести смысл или подтекст сообщения. Система кодов языка позволяет передать лишь объективные значения сообщения, в то время как в отношении передачи подтекста особый интерес представляет система внеязыковых средств коммуникации, таких как мимика, жесты, интонация. Механизмы декодирования внутреннего смысла текста обсуждаются в контексте актерской работы по анализу и воспроизведению своей роли.
Ключевые слова: внеязыковые средства; коммуникативная деятельность; мышление; нейролингвистика; психолингвистика; подтекст; просодия; речь; Станиславский К.С.
Тематика: ключевые имена / персоналии; другое; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
В статье освещается вопрос о том, какие средства доступны говорящему для того, чтобы донести смысл или подтекст сообщения. Система кодов языка позволяет передать лишь объективные значения сообщения, в то время как в отношении передачи подтекста особый интерес представляет система внеязыковых средств коммуникации, таких как мимика, жесты, интонация. Механизмы декодирования внутреннего смысла текста обсуждаются в контексте актерской работы по анализу и воспроизведению своей роли.
Ключевые слова: внеязыковые средства; коммуникативная деятельность; мышление; нейролингвистика; психолингвистика; подтекст; просодия; речь; Станиславский К.С.
Тематика: ключевые имена / персоналии; другое; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
В статье освещается вопрос о том, какие средства доступны говорящему для того, чтобы донести смысл или подтекст сообщения. Система кодов языка позволяет передать лишь объективные значения сообщения, в то время как в отношении передачи подтекста особый интерес представляет система внеязыковых средств коммуникации, таких как мимика, жесты, интонация. Механизмы декодирования внутреннего смысла текста обсуждаются в контексте актерской работы по анализу и воспроизведению своей роли.
Ключевые слова: внеязыковые средства; коммуникативная деятельность; мышление; нейролингвистика; психолингвистика; подтекст; просодия; речь; Станиславский К.С.
Тематика: ключевые имена / персоналии; другое; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
В статье освещается вопрос о том, какие средства доступны говорящему для того, чтобы донести смысл или подтекст сообщения. Система кодов языка позволяет передать лишь объективные значения сообщения, в то время как в отношении передачи подтекста особый интерес представляет система внеязыковых средств коммуникации, таких как мимика, жесты, интонация. Механизмы декодирования внутреннего смысла текста обсуждаются в контексте актерской работы по анализу и воспроизведению своей роли.
Ключевые слова: внеязыковые средства; коммуникативная деятельность; мышление; нейролингвистика; психолингвистика; подтекст; просодия; речь; Станиславский К.С.
Тематика: ключевые имена / персоналии; другое; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Текст доклада предназначен для выступления на XVIII международном конгрессе в Москве (1966 год), к которому в МГУ имени М.В. Ломоносова был образован первый в СССР факультет психологии.
В докладе обсуждаются современные нейропсихологические данные о функциях лобных долей мозга, которые заявлены во введении к докладу - поддержание сложных программ поведения, возможность оттормаживания нерелевантных реакций, сопоставление результатов своей активности с заранее поставленной целью. Нарушение регулирующей функции речи при этом особо выделяется как один из ключевых симптомов повреждения лобных долей. После небольшого обзора развития регулирующей функции в детстве (от 2-2.5 до 7 лет) автор переходит к обсуждению психофизиологической подосновы лобного синдрома - нарушению способности восстанавливать вегетативные компоненты угасшего ориентировочного рефлекса под влиянием речевой инструкции и поддержания активных состояний мозговой коры и связанных с ними форм активного поведения. Обсуждаются различные степени нарушения регулирующей роли речи - от грубой потери возможности выполнять простые действия по инструкции (при возможности ее повторить) до усвоения программы, но ее потери при выполнении с соскальзыванием на стереотипные реакции. Показываются трудности усвоения конфликтных инструкций (где конфликт образуется между требуемой и непосредственно возникающей эхопраксичной реакцией на стимул, как в пробах на реакцию выбора). Обсуждается нарушение планирования алгоритма действия при решении интеллектуальных задач (на конструирование, арифметических) при лобных поражениях.
В конце доклада кратко освещаются основные причины разнообразия симптомов при лобных поражениях - обсуждаются варианты лобного синдрома при задне-лобной, базальной и медиальной локализации поражения, а также высокий резерв компенсации имеющихся дефицитов при благоприятном течении заболеваний.
Ключевые слова: III блок; активация; базальные отделы лобных долей; Бехтерев В.М.; Выготский Л.С.; задне-лобные отделы; избирательность психических процессов; импульсивность; левое полушарие; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; мышление; нарушения избирательности (селективности); нарушения мышления; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нейропсихология, общие вопросы; ориентировочный рефлекс; Прибрам К.; произвольная регуляция; процессы планирования и контроля; психофизиология; регулирующая функция речи; Тихомиров О.К.; Уолтер Г.; Хомская Е.Д.
Тематика: структуры; ключевые имена / персоналии; функции; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; восприятие; Выготский Л.С.; зрительное восприятие; история психологии; память; письмо; произвольное действие
Тематика: структуры; функции; ключевые имена / персоналии; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; восприятие; зрительное восприятие; Выготский Л.С.; история психологии; память; письмо; произвольное действие
Тематика: структуры; ключевые имена / персоналии; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: русский
Ключевые слова: антилокализационизм; Выготский Л.С.; история нейропсихологии; локализационизм; онтогенез; произвольное действие; речь; сознание; сознательное действие
Тематика: методы, варианты, направления анализа; ключевые имена / персоналии; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); другое; функции
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1966
Год 2: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: активность; нейропсихология, общие вопросы; Павлов И.П.; факторный анализ
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: английский
Ключевые слова: Бехтерев В.М.; Выготский Л.С.; лобные отделы; нейропсихология, общие вопросы; Хомская Е.Д.
Тип публикации: библиография
Форма: машинопись; рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: Анохин П.К.; афферентации
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1959
Язык публикации: русский
Ключевые слова: височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; вторая сигнальная система; движения; действия; задние отделы; затылочные отделы; зрение; инертность; левое полушарие; лобные отделы; нарушения движений; нарушения действий; нарушения дифференцированности; нарушения зрения; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нарушения фонематического слуха; нейродинамика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; Павлов И.П.; передние отделы; персеверации; премоторная область; речь; сенсорная афазия; фонематический слух; целенаправленное поведение
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: Бец В.А.; Брока П.; Буйо Ж.-Б.; Галль Ф.; Гитциг Э.; Джексон Х.; история нейропсихологии; история психологии; Кэмпбелл; Лешли К.; Мейнерт Т.; Мунк; Павлов И.П.; Сеченов И.М.; Флексиг П.; Фритц Г.
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Возможно, относится к 1966 г. Текст доклада предназначен для выступления на XVIII международном конгрессе в Москве (1966 год), к которому в МГУ имени М.В. Ломоносова был образован первый в СССР факультет психологии. В докладе обсуждаются современные нейропсихологические данные о функциях лобных долей мозга, которые заявлены во введении к докладу - поддержание сложных программ поведения, возможность оттормаживания нерелевантных реакций, сопоставление результатов своей активности с заранее поставленной целью. Нарушение регулирующей функции речи при этом особо выделяется как один из ключевых симптомов повреждения лобных долей. После небольшого обзора развития регулирующей функции в детстве (от 2-2.5 до 7 лет) автор переходит к обсуждению психофизиологической подосновы лобного синдрома - нарушению способности восстанавливать вегетативные компоненты угасшего ориентировочного рефлекса под влиянием речевой инструкции и поддержания активных состояний мозговой коры и связанных с ними форм активного поведения. Обсуждаются различные степени нарушения регулирующей роли речи - от грубой потери возможности выполнять простые действия по инструкции (при возможности ее повторить) до усвоения программы, но ее потери при выполнении с соскальзыванием на стереотипные реакции. Показываются трудности усвоения конфликтных инструкций (где конфликт образуется между требуемой и непосредственно возникающей эхопраксичной реакцией на стимул, как в пробах на реакцию выбора). Обсуждается нарушение планирования алгоритма действия при решении интеллектуальных задач (на конструирование, арифметических) при лобных поражениях.
В конце доклада кратко освещаются основные причины разнообразия симптомов при лобных поражениях - обсуждаются варианты лобного синдрома при задне-лобной, базальной и медиальной локализации поражения, а также высокий резерв компенсации имеющихся дефицитов при благоприятном течении заболеваний.
Ключевые слова: III блок; активация; базальные отделы лобных долей; Бехтерев В.М.; Выготский Л.С.; задне-лобные отделы; избирательность психических процессов; импульсивность; левое полушарие; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; мышление; нарушения избирательности (селективности); нарушения мышления; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нейропсихология, общие вопросы; ориентировочный рефлекс; Прибрам К.; произвольная регуляция; процессы планирования и контроля; психофизиология; регулирующая функция речи; регуляторная функция речи; Тихомиров О.К.; Уолтер Г.; Хомская Е.Д.
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Язык публикации: английский
Ключевые слова: Брэйн Р.
Тип публикации: фотографии/негативы
Форма: другое
Язык публикации: английский; русский
Автобиографический очерк описывает основные этапы работы А.Р.Лурия. Интересующие его темы и связанные с ними основные публикации структурированы хронологически и логически.
Ключевые слова: II блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; условная двигательная реакция; программирование действия; экспериментально-психологические исследования; автобиографическое; афазия; близнецовый метод; восстановительное обучение; реабилитация; детская нейропсихология; история нейропсихологии; культурно-исторический подход; лобный синдром; мышление; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; онтогенез; память; сознание; факторный анализ
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: русский
Статья представляет собой описание экспериментального метода проверки состояния тонуса мозговой коры, основанного на измерении рефлекторной реакции на словесные стимулы.
В основе эксперимента лежит предпосылка, что при нормальном тонусе коры сильные раздражители вызывают сильные реакции, слабые раздражители - слабые реакции, а реакции тормозного типа блокируют мозговую активность ("закон силы" И.Павлова). При изменении уровня бодровтсовования либо при патологическом снижении тонуса коры эта связь между стимулом и мозговой реакцией нарушается. В эксперименте при помощи метода плетизмографии измерялась сила ориентировочного рефлекса при предъявлении ключевого слова, а также слов, семантически связанных, фонологически связанных и нейтральных слов. Согласно ожиданиям, у здоровых испытуемых семантически связанные слова вызывали ориентировочный рефлекс, в то время как реакции на фонологически связанные и нейтральные слова не возникало. В то же время, у испытуемых с патологически сниженным тонусом коры (детей с различной степенью умственной отсталости) фонологически связанные слова также вызывали ориентировочный рефлекс, а реакция на семантически связанные слова могла отсутствовать. Подобное изменение реакций также наблюдалось у одного и того же испытуемого в зависимости от уровня истощения.
Таким образом, эксперимент показал, как снижение избирательности реакции на вербальные стимулы может служить индикатором состояния тонуса мозговой коры.
Ключевые слова: активация; избирательность психических процессов; "закон силы"; избирательность речи; медиальные отделы; нарушения избирательности (селективности); нейрофизиология; речь; ориентировочный рефлекс; Павлов И.П.; плетизмография; сознание; стволовые структуры; структура смыслового поля; умственная отсталость/олигофрения; уровни бодрствования; условная двигательная реакция; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1971
Язык публикации: русский
Статья представляет собой описание экспериментального метода проверки состояния тонуса мозговой коры, основанного на измерении рефлекторной реакции на словесные стимулы.
В основе эксперимента лежит предпосылка, что при нормальном тонусе коры сильные раздражители вызывают сильные реакции, слабые раздражители - слабые реакции, а реакции тормозного типа блокируют мозговую активность ("закон силы" И.Павлова). При изменении уровня бодровтсовования либо при патологическом снижении тонуса коры эта связь между стимулом и мозговой реакцией нарушается. В эксперименте при помощи метода плетизмографии измерялась сила ориентировочного рефлекса при предъявлении ключевого слова, а также слов, семантически связанных, фонологически связанных и нейтральных слов. Согласно ожиданиям, у здоровых испытуемых семантически связанные слова вызывали ориентировочный рефлекс, в то время как реакции на фонологически связанные и нейтральные слова не возникало. В то же время, у испытуемых с патологически сниженным тонусом коры (детей с различной степенью умственной отсталости) фонологически связанные слова также вызывали ориентировочный рефлекс, а реакция на семантически связанные слова могла отсутствовать. Подобное изменение реакций также наблюдалось у одного и того же испытуемого в зависимости от уровня истощения.
Таким образом, эксперимент показал, как снижение избирательности реакции на вербальные стимулы может служить индикатором состояния тонуса мозговой коры.
Ключевые слова: активация; избирательность психических процессов; избирательность речи; медиальные отделы; нарушения избирательности (селективности); нейрофизиология; ориентировочный рефлекс; "закон силы"; плетизмография; речь; сознание; стволовые структуры; Павлов И.П.; структура смыслового поля; умственная отсталость/олигофрения; уровни бодрствования; условная двигательная реакция; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1971
Язык публикации: русский
Статья представляет собой описание экспериментального метода проверки состояния тонуса мозговой коры, основанного на измерении рефлекторной реакции на словесные стимулы.
В основе эксперимента лежит предпосылка, что при нормальном тонусе коры сильные раздражители вызывают сильные реакции, слабые раздражители - слабые реакции, а реакции тормозного типа блокируют мозговую активность ("закон силы" И.Павлова). При изменении уровня бодровтсовования либо при патологическом снижении тонуса коры эта связь между стимулом и мозговой реакцией нарушается. В эксперименте при помощи метода плетизмографии измерялась сила ориентировочного рефлекса при предъявлении ключевого слова, а также слов, семантически связанных, фонологически связанных и нейтральных слов. Согласно ожиданиям, у здоровых испытуемых семантически связанные слова вызывали ориентировочный рефлекс, в то время как реакции на фонологически связанные и нейтральные слова не возникало. В то же время, у испытуемых с патологически сниженным тонусом коры (детей с различной степенью умственной отсталости) фонологически связанные слова также вызывали ориентировочный рефлекс, а реакция на семантически связанные слова могла отсутствовать. Подобное изменение реакций также наблюдалось у одного и того же испытуемого в зависимости от уровня истощения.
Таким образом, эксперимент показал, как снижение избирательности реакции на вербальные стимулы может служить индикатором состояния тонуса мозговой коры.
Ключевые слова: активация; избирательность психических процессов; избирательность речи; медиальные отделы; нарушения избирательности (селективности); нейрофизиология; "закон силы"; ориентировочный рефлекс; Павлов И.П.; плетизмография; сознание; стволовые структуры; речь; структура смыслового поля; умственная отсталость/олигофрения; уровни бодрствования; условная двигательная реакция; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: английский