Ключевые слова: афазия; больная Дементьева (63119); зрительный бугор; инертность; левое полушарие; персеверации; побочные ассоциации; подкорковые отделы; процессы планирования и контроля; расторможенность; речь; стереотипность; таламус
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; структуры; симптомы; функции
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
В статье разобран клинический случай пациента с аневризмой в области левого таламуса.
До операции поведение пациента было полностью сохранно. Операция разрушила часть левого таламуса, а также его связи с левой височной областью, что привело к грубым речевым нарушениям, которые, однако, отличались от обычно наблюдаемых при поражении височных областей афазий. Нейропсихологический анализ речевых нарушений показал, что они скорее связаны с частичным расстройством селективных процессов и блокирования побочных ассоциаций.
Статья содержит редакторские правки.
Ключевые слова: аневризма; афазия; больной Дем. (63119); височные отделы; глубинные структуры мозга; квази-афазические нарушения; левое полушарие; нарушения речи; подкорковые отделы; речь; селективность психических процессов; сосудистые поражения; таламус
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; структуры; функции
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: английский
Ключевые слова: афазия; афферентации; афферентная моторная афазия; вертикальная организация мозга; височные отделы; динамическая афазия; импрессивная речь; левое полушарие; лобные отделы; моторная афазия; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; персеверации; понимание логико-грамматических структур; премоторная область; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; симультанное восприятие; синдромный анализ; теменные отделы; Трубецкой Н.С.; факторный анализ; фонематический анализ; функциональные системы; экспрессивная речь; эфферентная моторная афазия; Якобсон Р.
Тематика: синдром / нарушение; структуры; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); методы, варианты, направления анализа; ключевые имена / персоналии; симптомы
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; внутренняя речь; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; динамическая афазия; задне-лобные отделы; инертность; левое полушарие; метод внешних опор; называние; нарушения предикативной функции речи; построение предложения; предикативная функция речи; схема предложения; экспериментально-психологические исследования; электромиограмма
Тематика: синдром / нарушение; функции; виды работы психолога; ключевые имена / персоналии; симптомы; структуры; методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: репринт
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: аграфия; дисграфия; алексия; дислексия; афазия; больной Засецкий Л.А. (3712); восстановительное обучение; реабилитация; графомоторные навыки; нарушения называния; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нейропсихология, методы; письмо; семантическая афазия
Тематика: пациенты; синдром / нарушение; функции; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: английский
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; амнестическая афазия; афазия; височные отделы; внутренняя речь; восприятие; "закон силы"; затылочные отделы; зрительное восприятие; инертность; левое полушарие; называние; нарушения называния; Павлов И.П.; парадигматика; персеверации; сенсорная афазия; синтагматика; теменно-височные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы
Тематика: синдром / нарушение; структуры; функции; симптомы; другое; ключевые имена / персоналии
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: английский
Ключевые слова: афазия; афферентная моторная афазия; Брока П.; Вернике К.; инертность; история нейропсихологии; нарушения избирательности (селективности); нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; Павлов И.П.; персеверации; проводниковая афазия; речь; селективность психических процессов; семантическая афазия; сенсорная афазия; транскортикальная афазия; транскортикальная моторная афазия; факторный анализ; эфферентная моторная афазия
Тематика: синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1971
Язык публикации: английский
Ключевые слова: афазия; больной Бог. (27715); больной Илм. (33758); больной Кр. (33957); больной Мор.; больной Ос. (29558); больной Пим. (27237); больной Скляр. (33755); внутренняя речь; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; динамическая афазия; задне-лобные отделы; инертность; левое полушарие; метод внешних опор; называние; нарушения предикативной функции речи; построение предложения; предикативная функция речи; схема предложения; экспериментально-психологические исследования; электромиограмма
Тематика: функции; методы, варианты, направления анализа; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; структуры; симптомы; другое; виды работы психолога
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1966
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; больной Бог. (27715); больной Илм. (33758); больной Кр. (33957); больной Мор.; больной Ос. (29558); больной Пим. (27237); больной Скляр. (33755); внутренняя речь; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; динамическая афазия; задне-лобные отделы; инертность; левое полушарие; метод внешних опор; нарушения предикативной функции речи; называние; построение предложения; предикативная функция речи; схема предложения; экспериментально-психологические исследования; электромиограмма
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; структуры; ключевые имена / персоналии; методы, варианты, направления анализа; функции
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1966
Язык публикации: английский
Файл представляет собой расширенную библиографию к статье Language and Brain (Towards the Basic Problems of Neurolinguistics). В имеющихся в архиве рукописном и машинописном вариантах статьи указано только 19 пунктов, в данном варианте - 49. Часть пунктов в статье стоит не по алфавиту, а так, как они бы стояли в русскоязычном списке (Vygotsky идет после фамилий на английскую букву B), в данной версии библиографии эта ошибка исправлена.
Список в статье выглядит незавершенным; вероятно, полным является именно этот список источников.
Ключевые слова: афазия; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихология, общие вопросы; речь
Тематика: симптомы; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1973
Язык публикации: английский
Обзор посвящен проблеме мозговой организации языка. Автор отмечает, что в основе эволюции языка и мозга лежат различные механизмы: в то время как мозг сформировался в результате биологической эволюции и оставался неизменным практически на протяжении всей истории homo sapiens, язык являлся продуктом социальной истории и значительно изменялся за короткие промежутки времени. В статье обозреваются различные подходы к решению проблемы соотношения языка и мозга: узкий локализационизм, теория эквипотенциальности, теория функциональных систем.
Автор уделяет внимание психофизиологическому аспекту исследований мозговой организации языка: анализу нейродинамики, избирательности и пластичности речевой деятельности.
В завершение статья говорится о том, как методология нейролингвистики может быть применена для уточнения и расширения лингвистических знаний.
Ключевые слова: афазия; височные отделы; избирательность речи; инертность; история нейролингвистики; история психолингвистики; левое полушарие; лобные отделы; логико-грамматические конструкции; нейродинамика; нейролингвистика; психолингвистика; нейропластичность; парадигматика; парафазия; персеверации; синтагматика; системная и динамическая локализация функций; теменные отделы; факторный анализ; функциональные системы; экспрессивная речь
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; структуры; симптомы; другое; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1973
Язык публикации: английский
Согласно указаниям в документе, данный фрагмент является главой какого-то более крупного текста. Его цель - описать современный подход к проблеме афазий, причем не только назвать их основные формы, но и рассмотреть стоящие за ними факторы (механизмы). Перечисляются традиционные для неврологии формы афазий - сенсорная (афазия Вернике), моторная (афазия Брока), амнестическая - с нарушением припоминания слов, транскортикальная - с нарушением спонтанной речи, кондуктивная - с невозможностью повторения речи. После краткой истории исследования сенсорной афазии (К Вернике, П. Мари) обсуждаются современные представления о нарушении фонематического слуха как ее основном механизме. Далее анализируются моторные формы афазии с выделением ее афферентной (связанной с дефицитом кинестетического восприятия при поражении теменных отделов) и эфферентной (обусловленной нарушением серийной организации при поражении заднелобных отделов и связанных с ними базальных ганглиев) форм. Моторные формы афазии обсуждаются в контексте теории построения движений Н.А. Бернштейна, согласно которой для реализации любого движения необходима не только сохранность эфферентного звена его реализации, но и постоянный приток афферентаций (кинестетических, зрительно-пространственных) для постоянной корректировки протекания двигательного акта.
Текст выглядит незаконченным.
Ключевые слова: амнестическая афазия; афазия; афферентная моторная афазия; Бернштейн Н.А.; Брока П.; Вернике К.; височные отделы; задне-лобные отделы; кинестетическое восприятие; кондуктивная (проводниковая) афазия; левое полушарие; лобные отделы; Мари П.; моторная афазия; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; постцентральная область; речь; сенсорная афазия; серийная организация движений и действий; теменные отделы; транскортикальная афазия; фонематический слух; эфферентная моторная афазия
Тематика: синдром / нарушение; функции; ключевые имена / персоналии; структуры; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: английский
Ключевые слова: афазия; афферентации; афферентная моторная афазия; вертикальная организация мозга; височные отделы; динамическая афазия; импрессивная речь; левое полушарие; лобные отделы; моторная афазия; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; персеверации; понимание логико-грамматических структур; премоторная область; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; симультанное восприятие; синдромный анализ; теменные отделы; факторный анализ; фонематический анализ; функциональные системы; экспрессивная речь; эфферентная моторная афазия
Тематика: симптомы; синдром / нарушение; функции; структуры; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: репринт
Год, которым датирован документ: 1964
Язык публикации: английский
Ключевые слова: афазия; динамическая афазия; моторная афазия; семантическая афазия; сенсорная афазия
Тематика: синдром / нарушение
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1962
Язык публикации: русский
В статье рассматриваются механизмы нарушения грамматических операций у пациентов с семантической афазией. А.Р. Лурия изучает сохранность их способности к сознательному анализу языка, а также степень и механизмы нарушений грамматической обработки. В серии экспериментов показано, что пациенты склонны анализировать предложения с опорой на непосредственных участников, действия или события, упомянутых в предложении, оказываясь при этом неспособными к сознательному анализу грамматических отношений и синтаксических структур, лежащих в его основе.
Ключевые слова: афазия; височные отделы; инсульт; левое полушарие; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; опухоль; парадигматика; понимание логико-грамматических структур; семантическая афазия; синтагматика; теменно-височные отделы; теменные отделы
Тематика: синдром / нарушение; структуры; другое; этиология; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1946
Год 2: 1975
Язык публикации: английский
В статье рассматриваются механизмы нарушения грамматических операций у пациентов с семантической афазией. А.Р. Лурия изучает сохранность их способности к сознательному анализу языка, а также степень и механизмы нарушений грамматической обработки. В серии экспериментов показано, что пациенты склонны анализировать предложения с опорой на непосредственных участников, действия или события, упомянутых в предложении, оказываясь при этом неспособными к сознательному анализу грамматических отношений и синтаксических структур, лежащих в его основе.
Ключевые слова: афазия; височные отделы; инсульт; левое полушарие; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; опухоль; парадигматика; понимание логико-грамматических структур; семантическая афазия; синтагматика; теменно-височные отделы; теменные отделы
Тематика: синдром / нарушение; структуры; этиология; другое; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1946
Год 2: 1975
Язык публикации: английский
В докладе Лурия вкратце характеризует три задачи реабилитации афазии после травмы головного мозга. Первой задачей является включение речевой функции, подавленной вследствие сопутствующих афазии нарушений, таких как поражение лобных долей или гидроцефалия. Вторая задача - психологическая квалификация афатического синдрома и подбор адекватных восстановительных методик. Третьей задачей является восстановление утраченной связи "смысл" - "слово".
Ключевые слова: афазия; восстановительное обучение; реабилитация; диагностика; травма
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1944
Язык публикации: русский
Теория афазии стоит на пересечении трех наук: неврологии, психологии и психофизиологии, и лингвистики. Вкладу лингвистики в теорию афазий, в частности, значению работ Р.Якобсона, и посвящен текст. Лурия выделяет две стороны речи: гностическую (это фонетическая, лексико-морфологическая и семантическая системы языка, с их сложными внутренними противопоставлениями и иерархиями) и динамическую, развертывающуюся во времени речь.
Эти две различные стороны процесса коммуникации - язык и речь - обеспечиваются разными мозговыми механизмами. Подобную аналогию проводил в своих работах Якобсон, говоря о двух типах нарушений при афазиях. Первый тип обозначен как нарушение возможности оперировать системами иерархических "парадигматических" отношений; второй - как нарушение возможности формировать плавное речевое высказывание, или нарушение "синтагматической" организации речевого процесса. Это противопоставление, по мнению Лурии, имеет под собой нейропсихологическое обоснование: так, задние зоны коры, соответствующие второму функциональному блоку, являются гностическими зонами, а передние, соответствующие третьему функциональному блоку - динамическими; владение иерархическими кодами языка является гностическим процессом, развертывание речи в плавное высказваание - динамическим. Сенсорную, семантическую и амнестическую афазии ("плавные" афазии) можно отнести к нарушениям гностических процессов, или парадигматической организации языка. Эфферентная моторная афазия, в свою очередь, является нарушением динамического, или синтагматического его аспекта.
Текст, вероятно, является вступлением к книге.
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; амнестическая афазия; афазия; афазия Брока; гностические зоны коры; динамические зоны коры; история психолингвистики; лингвистика; неврология; парадигматика; плавная афазия; психология, общие вопросы; психофизиология; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; синтагматика; Якобсон Р.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
В статье рассматривается вопрос кодирования (порождения) речевого высказывания, или экспрессивной речи. Выделяются этапы этого процесса: возникновение мотива, появление замысла (мысли) и построение на ее основе с помощью внутренней речи схемы высказывания (общая структура высказывания, носящая предикативный характер), которая затем преображается в линейную схему фразы и только затем - в развернутое речевое высказывание. Обсуждается вопрос о возможности выделения мозговых механизмов каждого из этих этапов. Обсуждаются методы исследования речи: прослеживание спонтанной речи пациента с оценкой мотивов речевого общения (просьбы - mand/demand и коммуникации - tact/contact по Б.Ф. Скиннеру), анализ диалогической речи и собственной монологической речи больного (пересказа текста, рассказа по картинке, написания сочинения на заданную тему). Также описываются специальные средства анализа порождения речи - повторение, называние, анализ парадигматической и синтагматической стороны порождаемого речевого высказывания. Далее анализируются те нарушения порождения речи, которые возникают при поражении конкретных областей мозга. Поражение подкорковых структур, как отмечает автор, приводит к общей инактивности больного, но сами механизмы порождения речи при этом остаются интактными и при повышении общего тонуса коры демонстрируют свою сохранность. Поражение лобных отделов левого полушария приводит к нарушению в первую очередь самого порождения мотива к речевому высказыванию и общению: такие больные крайне безучастны к происходящему, в диалогической речи у них происходит замена содержательных ответов на вопросы эхолалиями; в монологической речи отмечается невозможность сформировать замысел и на его основе построить программу высказывания, которая заменяется побочными ассоциациями или инертными стереотипами. В этом случае грубо нарушена регулирующая функция речи. Далее описывается синдром динамической афазии, связываемый в данной статье уже не с массивным поражением лобных отделов, а только с повреждением задне-лобной области, которая приводит не к общей инактивности, а только к специфической инактивности в речи. У них наблюдается специфическое нарушение самостоятельного построения речевого высказывания в звене построения его схемы, видимо, связанное с нарушениями внутренней речи и программирования высказывания (Т.В. Рябова (Ахутина)), тогда как грамматическое оформление высказывания может оставаться относительно сохранным. Оно нарушается у другой категории больных, речь которых традиционно описывалась как "телеграфный стиль". Это нарушение в статье связывается с нарушением синтагматической стороны речи, которая, в отличие от парадигматической, как отмечает А.Р. Лурия, к моменту написания статьи еще является недостаточно изученной (при обсуждении этих терминов упоминаются работы Ф. де Соссюра, Р. Якобсона). У таких больных грубо повреждена предикативная структура высказывания, "линейная схема фразы": их речь практически лишена глаголов и представляет собой набор слов, практически не связанных между собой синтаксически. Дополнительно обсуждаются вопросы онтогенеза грамматической структуры речи и работы в области грамматики Н. Хомского и его школы. Напротив, парадигматическая сторона речи нарушается при поражении задних речевых зон - при височных поражениях и синдроме акустико-гностической афазии, нижнетеменных поражениях и афферентной моторной (кинестетической) афазии и теменно-затылочных поражениях и семантической афазии. при височной афазии из речи исчезают существительные, происходит выпадение номинативного состава и нарушение предметной отнесенности слов, существительные заменяются обходными предикативными выражениями или парафазиями. Поражение теменно-затылочных (теменно-височно-затылочных) отделов приводит к стертым симптомам оптической агнозии, а также к нарушению симультанных синтезов и процессов пространственного и квазипространственного (в том числе - в импрессивной речи) анализа и синтеза. В экспрессивной речи это приводит к выраженным номинативным дефицитам в виде развернутого подыскивания слов (когда даже подсказка первой буквы при этом быстро помогает его вспомнить) и вербальных парафазий, в основе которой лежит уравнивание следов по возбудимости и невозможность выбора нужного слова из ряда равновероятно всплывающих альтернатив. Кроме того, у таких больных не нарушено построение конструкций, понятных из контекста ("коммуникация событий"), но возникают проблемы с построением логико-грамматических конструкций, требующих сохранности симультанных синтезов ("коммуникации отношений"). В заключении подводится краткий итог всем описанным вариантам нарушений экспрессивной речи, но оно выглядит незавершенным (последний из описанных в статье вариантов там не обсужден). Также в статье имеются пропуски на месте описаний пациентов, которые планировались к каждому из названных в ней нарушений.
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; афазия; больной Засецкий Л.А. (3712); височные отделы; Выготский Л.С.; динамическая афазия; задне-лобные отделы; затылочные отделы; инактивность; инертность; левое полушарие; лобные отделы; нарушения логико-грамматической структуры речи; нейродинамика; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; кинестетическое восприятие; монологическая речь; нарушения кинестетического восприятия; нарушения называния; нарушения нейродинамики; нарушения планирования и контроля; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения речи; нарушения серийной организации речи; нарушения фонематического слуха; номинация; оптическая агнозия; парадигматика; парафазия; подкорковые отделы; процессы планирования и контроля; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); регулирующая функция речи; речь; семантическая афазия; серийная организация движений и действий; синтагматика; Скиннер Б.Ф.; стволовые структуры; телеграфный стиль; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; фонематический слух; Хомский Н.; экспрессивная речь; эфферентная моторная афазия; эхолалия; Якобсон Р.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: русский
В статье обсуждается психологическая структура процесса декодирования сообщения (понимания обращенной речи).
Выделяются 3 этапа этого процесса: понимание лексического значения слов, входящих в высказывание, анализ синтаксического строения фразы и на ее основе - понимание значения всего высказывания в целом, и, наконец, понимание общей мысли, мотивов и смысла, заложенных в высказывание, то есть подтекста, стоящего за сообщением. Эти этапы разбираются на примере понимания рассказа-басни "Галка и голуби" Л.Н. Толстого.
Обсуждаются условия (или задачи) декодирования сообщения:
Подчеркивается, что анализ подтекста и внутреннего смысла не является чисто вне-языковым процессом и тесно связан с языковым содержанием сообщения.
Далее обсуждается проблема выделения компонентов процесса декодирования сообщения и сложность построения таких моделей декодирования (например, создаваемых в структурной лингвистике). На примере опытов по анализу семантических полей с применением психофизиологических методов регистрации сосудистых или кожно-гальванических компонентов ориентировочного рефлекса (А.Р. Лурия, О.С. Виноградова, Н.А. Эйслер) показано, как по-разному выглядят связи слов у взрослых испытуемых группы условной нормы, умственно отсталых испытуемых, детей, как эти связи зависят от функционального состояния испытуемых. В этой связи критикуются модели понимания речи, не учитывающие эту психологическую специфику построения семантических связей у человека. Упоминается метод регистрации движений глаз как важное психологическое средство изучения процесса понимания текста в зависимости от его сложности и многозначности.
Значительная часть статьи посвящена описанию возможностей клинической нейропсихологии и анализа локальных поражений мозга для изучения психологической структуры декодирования сообщения. А.Р. Лурия кратко освещает основные принципы теории системной динамической локализации ВПФ (многокомпонентное строение ВПФ, связь каждого компонента с определенной зоной мозга, понятие нейропсихологического фактора, принцип двойной диссоциации функций при повреждении той или иной зоны), показывая, как такое понимание мозговых механизмов речи позволяет из анализа ее нарушений при локальных поражениях мозга сделать важные для психолингвистики выводы. Приводятся примеры нарушений понимания речи, возникающих при височных (нарушения фонематического слуха и нестойкость лексических единиц) и нижнетеменных (теменно-височно-затылочных) поражениях (нарушения процессов симультанных синтезов при анализе логико-грамматической структуры высказывания), поражениях медиальных отделов височной области (сужение объема оперативной памяти и повышенная тормозимость следов интерференцией) и передних (лобных) отделов коры (патологическая инертность, а при заинтересованности префронтальных областей - инактивность и/или импульсивность с потерей контроля над стереотипами и непроизвольным уровнем функционирования). Обсуждается также роль глубинных структур в обеспечении процессов избирательности (селективности) психических процессов и поддержания общего психического тонуса. Подчеркивается, что при правополушарных поражениях понимание речи также нарушается - зачастую как раз в звене избирательности, что выглядит как плохо контролируемое резонерство при внешне полностью сохранной речи.
Подробно обсуждаются различные степени нарушения селективности, наиболее сильно проявляющейся в случаях, когда сочетается общемозговая симптоматика и повреждение подкорковых структур с нарушением (первичным или вторичным от указанной) работы лобных долей:
В заключение делается вывод о важности нейролингвистики и знания о нарушениях речи при локальных поражениях мозга для расширения научного знания о процессах декодирования речевого высказывания, которое ранее считалось прерогативой только лингвистики, а теперь нуждается в данных от смежных наук для обогащения понимания механизмов сложных речевых процессов.
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; афазия; больная А.; больная Бел.; больная Бобр.; больная Вор.; больная Корк.; больная Серш.; больной Авот.; больной Бух.; больной В.; больной Засецкий Л.А. (3712); больной Ив.; больной Корк.; больной Фрейд; больной Чернецов; Виноградова О.С.; височные отделы; восприятие; Выготский Л.С.; движения глаз; диагностика; динамическая афазия; задне-лобные отделы; затылочные отделы; избирательность психических процессов; импрессивная речь; импульсивность; инактивность; инертность; контаминации; корсаковский (амнестический) синдром; кратковременная память; левое полушарие; лимбическая область; лобные отделы; логико-грамматические конструкции; медиальные отделы; медиальные отделы височных долей; Миллер Дж.; нарушения восприятия; нарушения избирательности (селективности); нарушения логико-грамматической структуры речи; нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения речи; нарушения слухо-речевой памяти; нейродинамика; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нижне-теменные отделы; общемозговая симптоматика; оперативная память; опухоль; ориентировочный рефлекс; память; подкорковые отделы; правое полушарие; префронтальные отделы коры; процессы планирования и контроля; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); психофизиология; речь; селективность психических процессов; семантическая афазия; сенсорная афазия; серийная организация движений и действий; системная и динамическая локализация функций; слухо-речевая память; сосудистые поражения; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; третий желудочек; умственная отсталость/олигофрения; факторный анализ; фонематический анализ; чтение; Эйслер Н.А.; экспериментально-психологические исследования; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Заметка посвящена проблеме нейрональной диссоциации языковой и музыкальной способностей человека.
Основным вопросом является возможность использовать сохранную музыкальную и просодическую способность для преодоления афазического дефицита. Вопрос рассмотрен на примере пациента Засецкого, многолетнего пациента Лурии и героя книги "Потерянный и возвращенный мир". Пациент с тяжелой семантической афазией испытывал значительные трудности с письмом. Тем не менее, сохранные ритмические и просодические способности позволили ему восполнить дефицит поиска слов и нахождения связей между ними за счет использования ритмической прозы. В заметке разобраны образцы такой прозы и ее лингвистические особенности.
Ключевые слова: аграфия; дисграфия; алексия; дислексия; амузия; апраксия; афазия; больной Засецкий Л.А. (3712); восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; кинетические мелодии; латерализация; левое полушарие; логико-грамматические конструкции; нарушения называния; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; правое полушарие; праксис; просодия; пространственная апраксия; пространственный праксис; ритмическая проза; семантическая афазия; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; чтение; письмо
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: английский
В этом очерке Лурия описывает историю развития представления о сенсорной афазии.
Прежде всего, он указывает, что открытие Вернике (как, кстати, и открытие Брока) не могло быть адекватно объяснено в рамках психологических теорий того времени. Так, теория "представлений", в рамках которых сенсорная афазия описывалась как нарушение "понятия слова", давала основание для двоякого понимания синдрома: либо как слухового дефекта речевых зон, либо как нарушения понятий. Только в 20 веке лингвистическое учение о фонеме позволило адекватно определить синдром как расстройство фонематического слуха. Далее, по аналогии с двумя типами зрительной агнозии Лиссауэра, Лурия определяет два типа сенсорной (акустико-гностической) афазии. При одной форме больной теряет способность различать фонемы; страдает повторение; в основе отчуждения смысла слова здесь лежит распад фонематического строя речи. При другой форме четкость фонематического слуха остается сохранной; оставаясь способным воспринять звуковую форму, больной не в состоянии узнать значение слова.
В заключение Лурия описывает третью форму височной афазии - акустико-мнестическую, при которой страдает объем слухо-речевой памяти.
Ключевые слова: агнозия; акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; афазия; белое вещество; Брока П.; Вернике К.; височные отделы; восприятие; зрительная агнозия; зрительное восприятие; история нейропсихологии; история психологии; левое полушарие; Лиссауэр; оптическая агнозия; предметная агнозия; речь; сенсорная афазия; теория представлений; Трубецкой Н.С.; фонематическая организация языка; фонематический слух; Якобсон Р.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
В этом очерке Лурия описывает историю развития представления о сенсорной афазии. Прежде всего, он указывает, что открытие Вернике (как, кстати, и открытие Брока) не могло быть адекватно объяснено в рамках психологических теорий того времени. Так, теория "представлений", в рамках которых сенсорная афазия описывалась как нарушение "понятия слова", давала основание для двоякого понимания синдрома: либо как слухового дефекта речевых зон, либо как нарушения понятий. Только в 20 веке лингвистическое учение о фонеме позволило адекватно определить синдром как расстройство фонематического слуха. Далее, по аналогии с двумя типами зрительной агнозии Лиссауэра, Лурия определяет два типа сенсорной (акустико-гностической) афазии. При одной форме больной теряет способность различать фонемы; страдает повторение; в основе отчуждения смысла слова здесь лежит распад фонематического строя речи. При другой форме четкость фонематического слуха остается сохранной; оставаясь способным воспринять звуковую форму, больной не в состоянии узнать значение слова.
В заключение Лурия описывает третью форму височной афазии - акустико-мнестическую, при которой страдает объем слухо-речевой памяти.
Ключевые слова: агнозия; акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; афазия; белое вещество; Брока П.; Вернике К.; височные отделы; восприятие; зрительная агнозия; зрительное восприятие; история нейропсихологии; история психологии; левое полушарие; Лиссауэр; оптическая агнозия; предметная агнозия; речь; сенсорная афазия; теория представлений; Трубецкой Н.С.; фонематическая организация языка; фонематический слух; Якобсон Р.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: немецкий
В очерке на примере двух пациентов продемонстрирована диссоциация мозговой организации речи и музыкального слуха.
У первого пациента, композитора В.Я. Шебалина, была сенсорная афазия, которая со временем разрешилась в акустико-мнестическую форму. Несмотря на нарушения фонематического слуха и слабость слухо-речевых следов, музыкальный слух композитора оставался сохранен, и он успешно продолжал творческую деятельность.
Второй пациентке, музыкальному педагогу по профессии, был поставлен диагноз "эфферентная моторная афазия", которая сопровождалась динамической, оральной и частичной пространственной апраксией. Тем не менее, ее музыкальный слух также оставался сохранен, и после восстановления моторной и просодической стороны речи пациентка могла играть на фортепиано и пропевать мелодии.
Описанные случаи свидетельствуют, что первично музыкальный слух не нарушается ни при поражении передних, ни при поражении задних речевых отделов.
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; апраксия; афазия; больной Шебалин; височные отделы; динамическая апраксия; зона Брока; левое полушарие; лобные отделы; музыкальный слух; нижне-теменные отделы; оральная апраксия; премоторная область; пространственная апраксия; сенсорная афазия; теменные отделы; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: английский
Часть архива А.Р. Лурии хранится не на факультете психологии МГУ, а в семье ученого.
В настоящее время хранителем семейной части архива является Е.Г. Радковская, которой А.Р. Лурия приходился двоюродным дедом. В архиве имеется в том числе монография "Теменная (семантическая) афазия". Она является вторым томом запланированного в 1930-х годах трехтомника; первый том – «Сенсорная афазия» - стал законченным исследованием, за которое А.Р. Лурия получил степень доктора медицины, тогда как третий том должен был осветить две моторные формы афазии. В монографии дан объемный обзор литературы. Он начинается с раздела, раскрывающего историю исследования семантической афазии. В нем автор критикует как ассоцианистский подход, описывающий семантическую афазию как простой разрыв связи слова и представления (Брока, Бродбент), так и авторов, пытавшихся описать нарушения мышления при семантической афазии (Мари, Пик, Гельб, Гольдштейн), поскольку мышление в их работах понималось идеалистически, в отрыве от чувственного опыта, действия и исторически возникшего строя языка. Из обзора работ А.Р. Лурия делает вывод, что для проведения детального анализа нарушения смысловой (в отличие от внешней, фазической) стороны речи при семантической афазии необходимо привлечь данные о строении и функционировании нижнетеменной области и об организации самой языковой системы. Именно этому и посвящены следующие два раздела монографии. В первом из них А.Р. Лурия с опорой на данные литературы показывает, как морфофизиологическое строение теменных долей способствует их роли в синтезах высшего уровня и формированию надмодальных представлений о пространстве. Во втором разделе автор анализирует, как сама структура языка в ходе развития человека двигалась от индикативной (указующей) роли слова к номинативной и переходила от синпрактической, внеязыковой передачи смысла (когда смысл можно понять только из контекста) к ситуации, когда язык своими сложными логико-грамматическими конструкциями может передать все сложные системы связей и отношений в мире. Далее идет раздел под названием «Метод исследования сохранности смысловой стороны речи». По мнению Лурии, в традиционном исследовании оценка понимания речи сводилась к предъявлению фраз, понимание которых часто требовало только сохранности понимания отдельных слов или для верного понимания которых можно было обратиться к текущему контексту. Соответственно, Лурия полагал, что в предлагаемых для оценки понимания речи фразах должны быть максимально разведены смысл (вне-языковые факторы, практический опыт, контекст) и значение (логико-грамматические соотношения). В таких фразах должен быть конфликт между их непосредственной предметной отнесенностью и подлинным значением. Среди дополнительных требований Лурии к методам диагностики семантической афазии - возможность выявлять степень нарушения понимания смысловой стороны речи. Лурия предлагает также оценивать способ выполнения задания: выполняется ли оно самостоятельно («с ходу» или с устным рассуждением) либо с помощью экспериментатора, а если не выполняется – есть ли возможность хотя бы безошибочно повторить задание. В центральной части книги задается план описания клинической картины семантической афазии. Предметом исследования должна стать смысловая сторона речи, центральным симптомом для описания – распад логико-грамматической структуры речи, единицей «патологического нарушения» - синтагма. Затем А.Р. Лурия предполагает описать нарушения категориального мышления, опирающиеся на смысловую организацию речи, в том числе подробно проанализировать вопрос о том, как при семантической афазии нарушается вся система научных понятий. Последним разделом автор планирует дать описание нарушений симультанного гнозиса и организации пространственного опыта, где много неречевых компонентов, но который составляет психофизиологическую подоснову для описываемых логико-грамматических операций. В фигнальной части работы А.Р. Лурия переходит к краткому описанию больных, которые составили его клиническую выборку. Он подчеркивает, что их было достаточное количество, что генез поражений был разнообразен (сосудистые, опухолевые, травматические, реже – мозговые энцефалиты). Поражение располагалось на границе теменных и височных областей. Приводятся примеры 8 конкретных больных: Тит., Смол., Авт., Марк., меньше – Бар., Сел.; также – Прос., Мих. Идет отсылка на ненаписанную часть В данной работы, где предполагается подробное описание случаев (для нее они даже заранее пронумерованы – случай II…). У пациентов описываются нарушения экспрессивной и импрессивной речи, оптико-пространственного восприятия. В конце АРЛ обобщает описываемое нарушение как распад системы смысловых процессов, уходящих корнями в сложные формы оптического гнозиса. Далее он снова подчеркивает необходимость квалификации симптомов из 4 ранее указанных сфер – «понимания смыслового строя языка, структуры мыслительных операций, системы научных понятий и тонкого строения гностических процессов».
На этом книга заканчивается.
Ключевые слова: афазия; Брока П.; височные отделы; восприятие; Гольдштейн К.; затылочные отделы; инфекционные поражения; история нейропсихологии; Мари П.; мышление; нарушения восприятия; нарушения мышления; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихология, методы; опухоль; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); речь; семантическая афазия; синтагма; сосудистые поражения; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-височные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; травма
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1940
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; восстановительное обучение; реабилитация; мотивация; нарушения письма; письмо; речь; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: абсцесс; амнестическая афазия; афазия; больная Алексеева; больная Лидия Арх.; височные отделы; левое полушарие; сенсорная афазия; топическая диагностика
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; базальные отделы лобных долей; больная Криштопенко (3564); больная Шишко (3440); височные отделы; движения; инертность; левое полушарие; лобные отделы; нарушения движений; нарушения речи; нейродинамика; нейродинамика речи; опухоль; отчуждение смысла слов; персеверации; речь; сенсорная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: агнозия; аграфия; дисграфия; акустический гнозис; апраксия; афазия; афферентная моторная афазия; височная афазия; височные отделы; восприятие; затылочные отделы; зеркальность письма; зрительное восприятие; левое полушарие; лобные отделы; моторная идеограмма; нарушения письма; оптическая агнозия; оптическая аграфия; оптическое отчуждение графем; персеверации; письмо; правое полушарие; премоторная область; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); ретроцентральные отделы; сенсорная афазия; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; амнестическая афазия; афазия; афазия Брока; афферентная моторная афазия; височные отделы; внутренняя речь; затылочные отделы; зона Брока; история нейропсихологии; левое полушарие; моторная афазия; нарушения речи; постцентральная область; премоторная область; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; левое полушарие; левшество; правое полушарие; семейное левшество; стертое левшество; травма
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1944
Язык публикации: русский
Ключевые слова: апраксия; афазия; восстановительное обучение; реабилитация; нарушения речи; передние отделы; периферическая нервная система; периферические нарушения движений; периферические нервы; премоторная область; речь; травма; фармакотерапия
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: амнестическая афазия; афазия; аффект; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; левое полушарие; моторная афазия; постцентральная область; правое полушарие; премоторная область; семейное левшество; сенсорная афазия; скрытое левшество; травма
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1944
Язык публикации: русский
Ключевые слова: агнозия; апраксия; афазия; восприятие; восстановительное обучение; реабилитация; действия; затылочные отделы; коммоция (сотрясение); контузия; нарушения речи; парез; периферическая нервная система; праксис; реактивная немота; реактивный истерический парез; речь; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; трудотерапия; фармакотерапия
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: акустический гнозис; апраксия; афазия; височные отделы; восприятие; восстановительное обучение; реабилитация; вторичные зоны коры; зрительная агнозия; зрительное восприятие; левое полушарие; лобные отделы; нарушения речи; нарушения фонематического слуха; первичные зоны коры; праксис; премоторная область; пространственная апраксия; речь; теменно-височные отделы; теменные отделы; травма; фонематический слух
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1942
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; восстановительное обучение; реабилитация; левое полушарие; травма
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1942
Язык публикации: русский